«Белый дом у молочников, красный — у клубничников». Репортаж из клубничной столицы Беларуси

Дворца заманчивы доходы

«Белый дом у молочников, красный — у клубничников», — Николай Михайлович, который рано утром везет меня из Лунинца в деревню Дворец, то ли шутит, то ли всерьез рассказывает, из какого кирпича предпочитают строить дома местные фермеры. Дома в Дворце действительно отличаются, а вот огороды — почти нет. Полоска клубники, полоска картофеля, полоска зерновых. Приходится соблюдать севооборот, так как современные сорта урожай дают года три — и кусты на выброс. Дворец пока остается неофициальной клубничной столицей Беларуси, но соседи наступают на пятки. Большой клубничный сезон только что стартовал. На две недели раньше обычного. Клубники много. Но до сих пор в этом ягодном раю не появилось ни одного перерабатывающего предприятия. Бизнес не хочет заниматься глубокой заморозкой сладкой ягоды.

фото белта

— Утром брали по рубль восемьдесят, — телефон управделами Дворецкого сельсовета Ольги Филипович звонит без умолку. В коридоре сельсовета людей, как в конторе сельхозпредприятия. Спешат за документом, что у них есть земля и ягода. В понедельник Ольга Михайловна выдала 70 справок:

— В деревнях сельсовета две тысячи домовладений. И в каждом есть клубника.

Предприниматель Игорь Прокопович построил за околицей Дворца рынок. Заасфальтированная площадка, магазин, мини–кафе, горячая, холодная вода, бесплатные туалеты — все условия. Ежедневно здесь бывает 100 — 160 машин заготовителей. Перекупщики платят за въезд, продавцы нет.

Начало девятого утра. Рынок гудит как улей. На стоянке — микроавтобусы со столичными номерами, «Газели» райпо из Минской, Могилевской и Гомельской областей. К машине из Добруша — очередь. За некалиброванную ягоду дают хорошую цену — 1,6 рубля.

Крупную, одна в одну, сельчане несут к перекупщикам.

— Почем? — интересуюсь у колоритного владельца автомобиля с минскими номерами.

— Скупаю по 1,8, продам по 4,5, наварю и разбогатею, — смеется.

ИНФОГРАФИКА МАКСИМА ШНИПА

Стоящий по соседству закупщик Авас повезет ягоду в Россию.

— В такую жару в микроавтобусе клубничка не потечет?

— Завтра утром буду в Брянске. Надо в этот же день продать, иначе придется выбрасывать.

Ольга Шиткова только что продала несколько ведер. Во Дворце имеет родительский дом с участком. Ольга Васильевна по образованию агроном, потому у нее и учет, и контроль. В руках — тетрадка, куда ежегодно заносятся результаты экспериментов, цены и доходы.

— Кустики покупаю в питомниках, в институте в Самохваловичах, потом лучшие сорта оставляю. Испробовала 29 сортов.

— Сезон начинается в мае, а заканчивается когда?

— На моих грядках поздние сорта вызревают в июле.

В этом году жители Дворца и всей «клубничной конгломерации» Лунинецкого района надеются на хорошие доходы. Хотя, как всегда, есть разные «но». Дворецкая клубника началась раньше, а в России еще не закончилась краснодарская и крымская. Пойдет ли наша? Перед началом сезона Дворец будоражили слухи, что Россия отказывается от дворецкой клубники.

ФОТО ВАЛЕНТИНЫ КОЗЛОВИЧ

Главный агроном Госинспекции по семеноводству, карантину и защите растений Лунинецкого района Александр Кравцов подтверждает, что Россельхознадзор имеет претензии к экспортерам:

— Оформив соответствующие документы в инспекции, физлица и ИП в России должны в течение суток пройти вторичный досмотр. Недобросовестные экспортеры этого не делали, везли сразу на реализацию. Россияне вначале заявили, что ввозить нашу ягоду можно будет только через два пункта пропуска, полторы недели назад разрешили через все четыре. Понятно, они будут вести мониторинг. Надеемся, экспортеры не создадут проблем.

Поинтересовалась у владельца дворецкого рынка Игоря Прокоповича, почему ни он, ни другие бизнесмены не желают перерабатывать ягоду:

— Нет очевидной выгоды. Замороженная не востребована настолько, чтобы ею заниматься. Производители детского питания не берут клубнику, она аллергенна. Плюс нужны серьезные вложения — в импортные технологии, обучение персонала.

Морозят ягоду пока только в Белкоопсоюзе, у кооператоров две линии — в Иваново и Глуске.

Начальник управления заготовок Белкоопсоюза Оксана Скиндер говорит, что их машины каждый день во Дворце:

— Планируем закупить до тысячи тонн. Но рынок сбыта ограничен. Переработчики ягоду берут неохотно.

kozlovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter