Открытый вопрос: сколько в стране бездомных собак

Дворняги или бродяги?

Статистика, которая «знает все», наверняка не знает одного: числа бездомных собак. Она учитывает даже поголовье оленей и лосей, живущих в густых лесах: подсчет ведут охотоведы и егеря. А собак, которые все на виду, подсчитывать просто некому. Хотя, казалось бы, зачем считать, если их не должно быть вовсе!




...Универсам «Илья» в одноименном агрогородке Вилейского района. Магазинчик небольшой, но место людное: мимо идут машины в сторону Нарочи, многие останавливаются для закупок. Покупателей обычно встречают дворняжки: безобидные, умильно глядящие вам в самую душу. Знают, что их покормят — обычно дети из транзитных машин. Умиление улетучивается, когда собака вдруг щетинится и рычит. Это может быть опасно. Особенно если дворняга — здоровяк.

В Толочинском районе их количество уже стало небезопасным — это следует из материалов проверки прокуратуры, которая обратила внимание местных властей на проблему безнадзорных животных в регионе. Прежде чем прокомментировать ее итоги, официальный представитель Генпрокуратуры Дмитрий Брылев адресовал меня к постановлению Совета Министров «Об утверждении Правил содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь». Документ принят еще в 2001 году, с редакционными изменениями действует поныне. Его важность очевидна. Если ситуация пущена на самотек, бродячие собаки сбиваются в устойчивые стаи и, ведомые уже звериным инстинктом, нападают на людей с фатальными для них последствиями. Сведения о трагических случаях периодически поступают из соседних стран. У нас подобного не происходит: в целом ситуация под контролем.

Но почему проблема вдруг проявилась в Толочинском районе? Дмитрий Брылев замечает, что в прошлом году район тоже выделялся тревожной статистикой. И в Витебской облпрокуратуре подтверждают: есть проблема! Прокурор Толочинского района Иван Едис перечисляет недавние случаи: «В райбольницу поместили 9–летнюю девочку, которую бездомная собака погрызла на улице; другая укусила четырехлетнего малыша прямо на детской площадке; третья, будучи в стае (!) бездомных собак, напала на инвалида II группы»... Всего за полтора года районные медики оказали помощь 138 пострадавшим, из которых 61 человек был госпитализирован, а 77 лечились амбулаторно. Эта статистика и побудила прокуратуру провести проверку.

Оказалось, что руководители местного ЖКХ, мягко говоря, не в полной мере соблюдали требования законодательства. Не назначены лица, ответственные за регистрацию домашних собак и кошек. В журнале регистрации последняя запись сделана... четыре года назад, в августе 2014–го. Протоколы за нарушение правил содержания домашних животных (выгул в неположенном месте, без поводка, в местах массового пребывания людей...) вообще не составлялись. Несмотря на большое число бродячих животных, бригады по их отлову не созданы, а договоры со специализированными организациями не заключены.

За такой же период 2017–го только в Гомельской области от укусов животных пострадали 1.749 жителей, при этом у 52 животных было выявлено бешенство. Едва ли ситуация в этом году отличается кардинально. Как и картина в целом по стране, по наблюдению Дмитрия Брылева, едва ли сильно разнится от толочинской. Ответ на представление прокуратуры из КУП «Коханово–ЖКХ» еще не поступил. Интересно, скоро ли решится проблема, которая не решена с 2001 года — в Толочинском, Вилейском и некоторых других районах? Ведь названный выше документ на то, в частности, и направлен, чтобы безнадзорных животных не было вообще.



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter