Двое в лодке, не считая оператора

В многочисленных откликах на публикации "СБ" об охоте и рыболовстве (точнее - о браконьерстве!) читатели не раз подчеркивали: самыми злостными браконьерами нередко являются работники охотничьих хозяйств и рыбхозов.
В многочисленных откликах на публикации "СБ" об охоте и рыболовстве (точнее - о браконьерстве!) читатели не раз подчеркивали: самыми злостными браконьерами нередко являются работники охотничьих хозяйств и рыбхозов. Они знают самые укромные и добычливые угодья. Действуют обычно без посторонних свидетелей, уже своим появлением их распугивая. На случай появления свидетелей всегда есть "алиби": идет плановый лов (отстрел). Проверить (тем более уличить) их может лишь должностное лицо в погонах, милицейских или прокурорских, но...

Словом, мы избегали педалировать эту тему: обвинения, сколь бы ни были многочисленны, оставались голословными. И вот в редакции оказалось документальное доказательство.

Что охраняем, тем и владеем

Мне позвонили из Мостовского района. Мужчина назвался действующим работником правоохранительных органов. Сказал, что располагает скрытой видеозаписью браконьерства. Подчеркнул, что нарушение происходит в период нереста, а участвуют в нем якобы директор местного охотхозяйства, егерь со своим братом-предпринимателем и... работник природоохранной инспекции.

Я попросил сделать копию и привезти с оказией в редакцию. Через несколько дней мы уже смотрели эту кассету.

...5 мая, около 6 утра. Прекрасная погода. Слышно чириканье пташек и даже писк комара. К берегу подъезжают "Форд-Мондео" и микроавтобус "Фольксваген-Транспортер", из них выходят четверо. Двое выгружают из машин амуницию и тару, двое других садятся в лодку и, отплыв недалеко, вытаскивают сети.

Перед камерой маячат травинки. Гость поясняет, что съемка сделана с расстояния 50 - 70 метров при максимальном приближении объектива. Что лежать на животе пришлось более двух часов. Если учесть, что "оператор" лежит на практически открытом берегу... Да, маскировка - как у снайпера или разведчика! Место для засады выбрано не случайно: те же люди "рыбачат" здесь регулярно.

Двое в лодке - это егерь и рыбинспектор. Они причаливают, выгружают тяжелые сети и втаскивают в лодку другие, порожние. "Рыбаки" разливают из бутылки по чаркам, чокаются. Двое опять отчаливают и ставят новые сети. Тем временем двое на берегу (директор охотхозяйства и брат егеря) опорожняют сети и заполняют рыбой огромные мешки: один, второй... четвертый. Видны громадные - побольше лопаты! - лещи. Мешки стоячие, они заполнены уже более чем наполовину. Речь идет, вероятно, о сотнях килограммов рыбы с икрой!

Камера несколько раз плавно переходит от берега к лодке. Гость поясняет: "Чтобы потом не говорили, что кадры смонтированы. Чтобы не говорили, что изымали чужие браконьерские сети! Если изымали, чтобы сдать, то зачем вам четыре мешка? Хватило бы бадьи! Если сети якобы вытащили, то зачем тут же ставите другие? Чтобы через час вытащить и наполнить мешки доверху!"

Гость называет имена и фамилии каждого из "рыбаков". Почему, спрашиваю, не отдали кассету в местные правоохранительные органы? Отвечает: не доверяем. Дескать, кое-кто из действующих лиц уже был уличен пару лет назад. Но дело замяли. И сейчас, похоже, замнут. Лишь один из браконьеров снят с работы - рыбинспектор, что в лодке. Трое других и в ус не дуют.

Гость прощается. Оставляет телефоны ("если понадобятся пояснения"), но имени "оператора" не называет: "Опасно!"

Теперь уже я в затруднении. Действующему работнику правоохранительных органов хочется верить, но... не попасть бы впросак! Звоню в прокуратуры разных уровней, объясняю суть дела и прошу прокомментировать запись. Мне вежливо отказывают. Дескать, сначала должно быть возбуждено дело. Но для этого нужно удостоверить подлинность записи. Но для этого...

Как быть? Без упоминания имен съемка теряет убедительность: мало ли кто там катается на лодке. Неужели пропадет уникальный разоблачительный материал?.. Удача ждала меня в Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте. Начальник инспекции Олег Яцкевич, как оказалось, все уже знал. С досадой он сказал: "Там, в лодке, был мой инспектор. Уже бывший. Он был уволен незамедлительно!"

Наши мостовские корреспонденты, как выяснилось, сообщили о видеосъемке и Яцкевичу. Он тут же направил за ней своего работника и, просмотрев кассету, немедленно устроил разбирательство. Для этого были вызваны, помимо виновника, начальники Гродненской областной и Мостовской районной инспекций. Поначалу инспектор Иван Якимчик, профессиональный ихтиолог с 20-летним стажем, пытался (как и предвидели авторы съемки!) оправдываться: дескать, изымал браконьерские сети. Когда ему показали видеозапись (на которой даже слышна фраза: "Будем ставить здесь!"), сник...

Уже по собственной инициативе в госинспекцию прибыл другой участник "рыбалки" - директор Мостовского охотхозяйства Николай Тумащик. Яцкевич пригласил Игоря Суракова, исполняющего обязанности председателя БООРа: хозяйство принадлежит именно этой организации. Но дело было накануне съезда БООРа (спонтанное предложение показать пленку на съезде бооровцы в ужасе отвергли). Предстояли выборы председателя. Словом, И.Сураков на служебное расследование и принятие решения попросил отсрочку...

Трепещите, браконьеры!

А наш разговор с Олегом Яцкевичем четко разделился на две половины: тревожную и оптимистичную. Сначала о тревожном - о размахе браконьерства.

За зимние месяцы в прошлом году подчиненные О.Яцкевича изъяли у браконьеров 167 кг рыбы, а в этом - более 2 тонн! Вот так прогресс! С начала года конфисковано уже 700 сетей! Оперативные данные со всей страны госинспекция сводит еженедельно, и вот данные из последней распечатки. В Брестской области изъято 129 сетей, в Витебской - 183, в Гомельской - 187. В одном только Жлобинском районе - 83 штуки! При том, что неделей раньше там же инспекторы конфисковали 211! Яцкевич даже не поверил, заставил пересчитать. Точно! "Сколько там того Днепра!" - горько сетует О.Яцкевич...

Изобличать браконьеров опасно не только "оператору-любителю", но и профессионалу. Инспекторам, например, запрещено ходить без оружия и поодиночке. Буквально вчера, рассказывает Яцкевич, им пришлось стрелять под Пинском. Предупредительно, в воздух...

Нет проблем лишь с наложением штрафов. Но деяния браконьеров сплошь и рядом выходят за рамки Административного кодекса, а с уголовным преследованием сложнее. В прошлом году работники госинспекции подготовили 35 материалов для возбуждения уголовных дел. Возбуждено было лишь одно! Правда, в этом году ситуация иная: передали в правоохранительные органы 55 дел - возбуждено 6. Еще вопрос, как дела повернутся в суде.

По словам О.Яцкевича, местные правоохранители даже при наличии улик любыми путями стремятся не доводить дело до суда. Живут в одном райцентре с нарушителями. С кем-то из них, как образно выразился Яцкевич, в детсаду на одном горшке сидели, потом за одной партой... По-человечески их можно понять. Но масштабы браконьерства настолько серьезны, что порицаниями уже не обойтись.

В Витебской области, например, регулярно задерживают браконьеров из России. Дело в том, что в соседней Смоленской области рыбы уже практически нет. Там на всю область 14 инспекторов на двух машинах. Они не в силах противостоять фактическому уничтожению рыбных запасов.

А теперь - обещанная оптимистичная часть разговора! Для сравнения (повторю: в Смоленской области 14 инспекторов и 2 машины). В Витебской области в подчинении Олега Яцкевича - около 60 инспекторов! Только тех, кто имеет право на оружие (включая автоматы!). Все - на колесах. Каждая райинспекция располагает цифровыми фотоаппаратами, многие уже оснащаются видеокамерами.

Увиденная нами кассета - первый прецедент видеодоказательства. Пока он будет служить "учебным материалом". Но вскоре, очевидно, это станет доказательной нормой. Почему?

Еще осенью минувшего года О.Яцкевич говорил в нашей газете, что возглавляемая им госинспекция только-только структурно сформирована и лишь разворачивает работу. В этом году она уже не знает финансовых проблем! Поэтому ее инспекторы независимы: они не просят у местных властей запчастей и бензина. Они оснащаются, например, легкими надувными лодками с японскими моторами, скоростными и бесшумными. Если на такой мотор еще и телогрейку накинуть... Инспектор, бывало, незаметно подбирался к браконьеру в момент выемки сети!

Только в этом году закуплено 35 новых вездеходов (расширенная кабина на пятерых плюс кузов для лодки, мотора и снаряжения), будут закупаться снегоходы и мотоциклы. Вскоре будет создаваться компьютерная база на браконьеров...

"Они уже нас боятся! - утверждает Яцкевич. - Нам уже помогает общественность. Не говоря о правоохранительных органах". Рассказал, например, об одной операции. Под Мозырем инспектору наставили в живот "ствол". Тот (многоопытный, работал на Каспии) сделал вид, что отступил. Но сел в машину, домчался до участкового, тот вызвал подмогу, объявили план "Перехват"... Словом, обложили два района и задержали-таки браконьера. Им оказался местный коммерсант. "Макаров", правда, был газовым...

Впечатляет? Надеюсь. Подчеркну, что никто не жаждет крови браконьеров, не требует жестокой судебной расправы над ними. Солидарно с О.Яцкевичем мы хотим лишь одного: порядка. Чтобы природоохранное законодательство уважалось согражданами, рыболовами и охотниками так же строго, как водители, например, уважают красный сигнал светофора. Ведь доходит до того, что одна минская газета публикует детальную схему "электронной звуковой приманки". "Еще надо разобраться, не является ли "приманка" электроудочкой!" - с возмущением говорил мне Яцкевич. Сдается, что все предпосылки для наведения в Беларуси такого порядка есть!

Кстати. Пользуясь случаем, поздравляем Игоря Суракова с избранием на должность председателя БООРа. Подчеркиваем, что в заочной с ним дискуссии (напомню статью "Плач "генерала" в номере за 5 марта), как говорится, "ничего личного". Если охотники и рыболовы доверили вам этот пост, то вам порядок и наводить. Всячески желаем в этом преуспеть! Ждем от вас, однако, - в соответствии с законом! - информации относительно директора Мостовского охотхозяйства и его егеря. Как, впрочем, и от Мостовского райисполкома. Имя бизнесмена-браконьера там, несомненно, знают.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter