Педагоги, работники торговли, охранники – представители разных профессий играют в старейшем народном любительском театре в Краснополье

Двое в лифте и на сцене

Народный любительский театр в Краснополье начинается не с вешалки, а... С чего?

Не каждый райцентр может похвастаться своим народным любительским театром, а уж тем более старейшим. В 2018 году народный театр в Краснополье отметил 100-летний юбилей. Его актеры — представители разных профессий, возрастов, даже национальностей, всего около 30 человек. Но их объединяет одно — любовь к творчеству. Ежегодно коллектив выпускает до трех премьер, с которыми гастролирует по Могилевской области. Это спектакли по сценариям известных драматургов, но постановки непохожи на уже выходившие на других площадках.


Любительское объединение на базе РКЦ — визитная карточка Краснополья. Уникальный факт: маленький райцентр на юго-востоке Могилевской области уже на протяжении века поддерживает свой театральный статус. А помогает этому фестиваль «Тэатральныя сустрэчы», который проходит раз в два года. Приезжают сюда не только из Беларуси. Частые гости — любительские коллективы приграничных Польши, Литвы, Латвии, России, Украины. Так с чего же начинается театр в Краснополье?

– Не с вешалки, — шутит директор Краснопольского районного центра культуры Юрий Подолякин. — Основа — актеры из народа. Можем объяснить наш феномен тем, что райцентр воспитан на театре. Для труппы спектакли — не просто развлечение. Это вторая жизнь. У людей разных профессий есть шанс реализовать себя творчески, и иначе как любовью это не назовешь.

Директор Краснопольского районного центра культуры Юрий Подолякин.

Ежегодно театр выпускает несколько спектаклей. Новинка сезона — «Жаночы рой» драматурга Василия Ткачева. Сюжет комедии прост. На больничной койке оказывается пациент. Когда он находится между жизнью и смертью, его посещают разные бредовые мысли. Вокруг них и разворачиваются основные действия, а взаимоотношения между людьми порой носят комичный характер. Одну из главных ролей в спектакле сыграл Иван Ткачев. Иван Иванович до выхода на пенсию работал в районной газете фотокорреспондентом, сейчас он охранник в банке. При этом находит время, чтобы играть в театре:

— Для меня репетиции, выход на сцену как глоток свежего воздуха. А познакомился с театром, можно сказать, случайно: направился туда по редакционному заданию подготовить фоторепортаж. Вхожу в РКЦ, а там репетиция. Аккуратно открываю дверь в кабинет, режиссер и говорит: «О, у нас как раз не хватает актера на одну из ролей!» Так и остался на 34 года. Мне было интересно все: постановки, зритель, сама игра. Знаете, приходил на репетиции самым первым, прыгал и скакал по сцене, дурачился, как ребенок. Мог проводить в театре по 5—6 часов. Это словно отдельная жизнь.

Сцена из новогодней сказки «Летучий корабль».

Иван Ткачев — старейший из актеров театра в Краснополье. Начинал карьеру в 1987 году и успел получить много профессиональных наград. Самая важная — победа в номинации «Лучшая мужская роль» фестиваля любительских театральных коллективов «Свет рампы». Но не это, говорит, главное. Более ценно для него признание зрителей.

Пьеса Алексея Дударева «Не покидай меня».

В репертуаре любительского объединения около 130 премьер. По словам режиссера Михаила Пугачева, в основном классические постановки:

— Зрителю они понятны и близки. Если говорить о жанровом разнообразии, то здесь не только комедии. Бывает, люди хотят посмеяться до слез, а порой и поплакать от смеха. Нашим актерам удается вызвать весь спектр чувств. Знаете, с театром связано не одно поколение: часто любовь к сцене прививают родители детям. У нас много таких примеров. Один из них — Павел Калинич. Мама Елена брала его в театр еще мальчишкой, едва ли не с пяти лет. Сейчас парень учится в Белорусской государственной сельхозакадемии в Горках и успевает играть в студенческом театре.

Репетиция спектакля «Павлинка».

Среди молодежи в народном театре и культорганизатор РКЦ Павел Выганный, но основная его деятельность из другой оперы. Учитель истории в Почеповском УПК детский сад — средняя школа после занятий спешит на репетиции. Такую тягу к театру объясняет просто: душа требует.

— Дебютировал в комедийном спектакле «Рогоносец». Мне досталась одна из главных ролей — любовника-искусителя. Вначале было сложно преодолеть стеснение, но с каждой репетицией оно пропадало — режиссер поддерживал, находил нужные слова. В итоге спектакль полюбился зрителю. А главное, основной элемент декораций — рога — не сломался и выдержал спектакль, — шутит Павел.

А потом роль доктора в премьерном спектакле «Жаночы рой». Но если в первом случае образ был комедийным, то здесь нужно было изобразить настоящего врача, который самоотверженно исполняет свой долг. Павел не любит делать кальки игры известных актеров, старается на сцене жить так, как чувствует. Тогда и зритель верит.

— А что касается актерского ремесла, то даже самый сложный рабочий день можно разнообразить. На сцене выкладываешься, забываешь о бытовых реалиях. Когда слышишь аплодисменты зрителей, понимаешь, что на своем месте, — добавляет актер.

Художник-оформитель Наталья САВЧЕНКО.

Без театра не мыслит себя и режиссер культурно-массового отдела РЦК Кирилл Челпанов. Парень учился в Могилевском государственном колледже искусств, но не окончил его. Тем не менее это не помешало выйти на сцену, на которой он с 2013 года. Успел сыграть Кощея Бессмертного, Иванушку-дурачка, Емелю во многих детских постановках, но самой сложной считает роль в спектакле «Двое в лифте, не считая…». В лифте оказываются заблокированы двое мужчин. Как выяснилось, ехали они к одной женщине: первый — герой-любовник, второй — супруг. Вокруг этой темы и разворачивается сюжет.

— Когда на сцене только два актера, к ним приковано все внимание, — отмечает Кирилл. — Страшно, ответственно, интересно. Самый драйв — аплодисменты зрителей. Эти эмоции дорогого стоят.

bizyk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter