Двое на корте, не считая проблемы

Завтра начинается матч Кубка Дэвиса Беларусь - Швеция
С каждым матчем Кубка Дэвиса обостряется чувство дежа-вю. Россияне ли оказываются на той стороне корта или испанцы с аргентинцами - по нашу сторону сетки все идет по давно известному сценарию с заранее распределенными ролями. По-другому быть и не может: достойной замены нашим лидерам - Максиму Мирному и Владимиру Волчкову - как не было, так и не появилось. И вопрос "что ждет наш теннис, когда ветеранам придется зачехлить ракетки и переместиться с корта на трибуны?" по-прежнему остается актуальным.

- Удивительным можно считать уже само наличие в Беларуси команды мирового уровня, - это говорит отец и тренер лидера нашей команды Николай Мирный. - Главным результатом всех предыдущих кубковых встреч я считаю то, что нам удалось "заразить" белорусов теннисом. Люди уже научились разбираться в нем.

- И ждут от ребят результата... При том, что шведская сборная, пожалуй, самая сильная из всех, которые играли на минском корте. Рискну предположить, что скандинавов можно сравнить разве что с россиянами, которым тоже были не в диковинку наши морозы и которые тоже хорошо чувствовали себя на быстром покрытии...

- Швеция - северная страна, лето там еще более короткое, чем у нас, а потому большую часть своих тренировок скандинавские теннисисты проводили в закрытых залах на схожих с нашим покрытиях. Поэтому даже по "географическому" признаку шведы - самый серьезный соперник из всех, с кем нам приходилось сталкиваться в Кубке Дэвиса. Что касается личных встреч, то здесь статистика такая ужасная, что, кажется, мы уже на лопатках. Впрочем, нас уже не первый раз "побеждают" еще до начала игры...

- Сценарий знакомый: у соперника все козыри на руках, а у нас опять только Максим да Володя, о котором многие из играющих в АТР-туре теннисистов уже начали подзабывать...

- Не совсем так. Мне, например, очень приятно, что в нашей команде появились два человека, которые очень сильно помогают Володе и Максиму. Я говорю о нашем тренере Дмитрии Татуре и нашем враче Павле Малашевиче. Ведь ни один из прежних капитанов сборной не ездил за ребятами по турнирам (Дмитрий Татур присутствовал уже на трех турнирах "Большого шлема"), не изучал их соперников... Что касается Головнева, то он старается перенимать передовые технологии и, находясь рядом с ребятами, знает, как их лучше применить. Ведь как ни крути, а команда стареет. Максиму - 30, Володе - 29... И сейчас как никогда ребятам нужны правильная подготовка и возможность поддерживать силы.

- Вместе с тем, как и год, и два назад, на корт придется выходить именно им: достойного третьего и тем более четвертого номеров, насколько я понимаю, как не было, так и нет?

- Увы, да... В мужском теннисе среди перспективных я могу назвать лишь Андрея Коротченю, Володю Игнатика, возможно, Андрея Василевского и Артура Клименко.

- Кстати, в нынешнем варианте сборной никто из них не значится...

- Во-первых, по рейтингу Сергей Тарасевич и Павел Котляров пока стоят выше. А во-вторых, все прекрасно знают, что если не произойдет ничего неожиданного, то играть все равно придется Максиму и Володе. Приглашая в сборную новых ребят, мы присматриваемся к ним, помогаем (в том числе и финансово) и при случае (если исход матча уже решен) даем возможность попробовать себя в игре с профессионалами мирового уровня. Пока никто не выиграл больше четырех геймов! Впрочем, от них пока и не ждут чуда: целью всего этого процесса является пробудить в ребятах желание достичь чего-то большего. У нынешней молодежи по сравнению с Максимом и Володей миллион возможностей, но они не могут или не хотят ими воспользоваться. Многие из кандидатов, попав в сборную, считают, что уже достигли потолка и просто не хотят работать дальше... Надеюсь, что они еще не созрели, и решение проблемы третьего номера - это дело времени. Однако еще раньше у нас может возникнуть проблема первого и второго номеров".

- В последнее время на роль третьего активно прочили легионера из России Павла Иванова. Почему его нет в нынешнем составе?

- Немного не повезло. Павел в определенном смысле предрасположен к травмам, и в настоящее время у него есть проблемы со спиной. Впрочем, если врачам удастся поставить его на ноги, то появление его в составе вполне возможно...

- Собираетесь ли в будущем рассматривать варианты приглашения в сборную "натурализированных" белорусов, вроде того же Иванова? В других видах спорта такая практика применяется достаточно широко...

- В первую очередь мы смотрим в сторону нашей молодежи. Давайте говорить прямо: хороших игроков нам никто не отдаст, а если и отдадут, то это станет нам слишком дорого. При этом сказать, оправдают ли себя эти вложения, очень сложно. Ведь Кубок Дэвиса - это в немалой степени испытание силы духа, а я сильно сомневаюсь, что привезенные "белорусы" согласились бы выходить на корт с травмированной ногой и через боль выиграть матч, как это в свое время сделал Володя Волчков. Поэтому пусть и за границей, но нам нужно воспитывать и готовить своих ребят.

- В женском теннисе это пока получается гораздо лучше. Разница в уровне конкуренции?

- Не только, хотя у женщин гораздо больше возможностей для того, чтобы подняться в мировом рейтинге. Второй момент - банальное везение. При всем своем таланте они оказались в нужное время в нужном месте и попали в руки к хорошим специалистам. И Азаренко, и Екимова, заиграв на неплохом уровне, смогли остаться за границей, и им было у кого учиться и на кого равняться. Это обстоятельство в свое время помогло пробиться и Максиму, и Володе, и Оле Барабанщиковой, и Тане Пучек, и Наташе Зверевой. Потому я и упомянул сегодня поездки Дмитрия Татура: опыт, который он приобретает там, сложно переоценить.

- И все же, если судить объективно, спада белорусскому теннису не избежать. Не опасаетесь, что за этот период он может утратить свою популярность, а молодые ребята, как следствие, - лишиться тех возможностей для роста, которые у них появились сейчас?

- Спад будет, и мы постепенно приходим к нему. Мы 14 лет радовали наших болельщиков, сделали теннис одним из самых популярных видов спорта в стране, но ребята ведь не вечные - еще года 2 - 3 поиграют и все... Это, конечно, неприятно осознавать, но спад - это нормальное явление в спорте. Как долго он продлится? На этот вопрос предстоит ответить молодежи...

Особое мнение

Владимир Волчков:

- В настоящее время такого понятия, как белорусская школа тенниса, не существует в принципе. Да и откуда? Самостоятельная история у нашей страны еще слишком короткая, и те люди, которые принесли ей определенную известность в теннисе (Наташа Зверева, Оля Барабанщикова, Максим Мирный, в какой-то мере я), это все-таки продукт советской закваски. Однако белорусская школа постепенно формируется, находятся энтузиасты, из которых со временем может сложиться единый коллектив, система подготовки спортсменов.

Что же касается молодых ребят, которые значатся среди перспективных, то для них сейчас важно просто раз за разом выходить на корт и доказывать - себе и окружающим - свою состоятельность и способности. Легионеры в нашем случае - это не решение проблемы, а, возможно, в какой-то мере ее усугубление. Если мы хотим, чтобы наша скамейка запасных становилась длиннее, то нужно создавать условия, в которых могли бы расти наши спортсмены. И чем больше мы будем тянуть с этим, чем дольше мы будем рассчитывать только на Мирного и Волчкова и надеяться в случае чего решить проблему с помощью легионеров, тем сложнее будет исправить ситуацию. Этим мы забираем работу у наших тренеров, а ведь тот провал, "благодаря" которому после нас с Максимом не оказалось игроков, способных выступать на столь же высоком уровне, это провал управленцев и тренеров! Иного объяснения нет и быть не может. А все эти разговоры о надвигающемся кризисе... Давайте не будем забегать так далеко вперед, поверим в наших молодых ребят и найдем людей со знаниями, которые были бы в курсе всех событий и тенденций мирового тенниса и могли бы воспитать будущих звезд. Сейчас большая часть наших тренеров не хочет чему-то учиться и куда-то ехать. Доходит до абсурда: наставники отказываются вывозить юниорские команды на официальные турниры, понимая, что им проще, легче и безболезненнее обеспечить свое существование, находясь дома...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter