В конце прошлого века в нашей стране угонами промышляла международная преступная группа

Двое на дороге

Фото Виталия Пивоварчика
Холодной зимой в будку инспекторов ГАИ, дежуривших на трассе Минск — Могилев, ворвался человек в легкой рубашке, без верхней одежды, посиневший от холода. От него разило спиртным, но был он трезвым. Впрочем, по мере рассказа его все больше развозило, и заканчивал он свое повествование уже заплетающимся языком.

Мужчина оказался водителем шикарного новенького «Мерседеса» из столичной службы такси. Компания была создана специально для того, чтобы возить VIP-пассажиров из Минска в Первопрестольную, но, когда заказов на Москву не было, директор гаража разрешал шоферам подрабатывать на местных маршрутах. 

Поздно вечером в салон автомобиля в Минске сел весьма представительный дуэт: хорошо одетый мужчина очень высокого роста и крепкого телосложения, настоящий великан, и его друг. Попросили отвезти в Могилев за 300 долларов. Даже на такой шикарной машине поездка эта стоила намного дешевле, и водитель с радостью согласился. Почти до самого областного центра ехали без приключений, и вдруг на въезде в город высокий человек попросил остановиться. Ничего не подозревавший водитель притормозил у обочины. Его выбросили из салона в одной рубашке, насильно влив в горло целую бутылку водки. Видно, понадеялись, что замерзнет и никто ничего не узнает. 

Но из-за пронизывающего холода его сразу не разморило. Поднявшись, увидел вдалеке огонек, на который и шел. К счастью, оказалось, что это пост милиции. 

Угонщиков дорогого автомобиля удалось задержать на погранпереходе «Звенчатка» — сразу за ним начинается Россия. При этом сотрудники милиции, которые там дежурили, до последнего были уверены, что участвуют в учениях. Лишь когда за дуэтом прибыли сотрудники управления по борьбе с оргпреступностью по ­Могилевской области, поняли: все серьезно.

Задержанные сопротивления не оказывали, только попытались дать милиционеру взятку 100 долларов. Как выяснилось позже, оба были уверены, что их освободят высокие покровители из соседней страны, а потерпевший водитель откажется от своих показаний. Главным в этом дуэте был огромный мужчина. 

Майор милиции в отставке, в те времена старший следователь УБОП Валерий Красовский вспоминает:

— Это был настоящий Илья Муромец, огромные кулаки, на его руках с трудом застегнули наручники на один зубец. В свое время великан окончил летное училище, служил в армии, но примерно в 1996 году уволился, найдя более денежное дело. Отсюда и кличка — Летчик. Его подельник также оказался человеком образованным: отучился в университете по техническому профилю, при этом хорошо знал не только точные науки, но и историю, литературу, часто перечитывал классику, сыпал цитатами — словом, Профессор. 

Задержанные рассказали, что угоном автомобилей международная группировка занимается давно. В основном выполняет заказы жителей Кавказа и Азии. Отбирают дорогие машины у тех, кто ввозит их из-за границы. И действительно, информация об угонах престижных авто поступала из разных регионов страны. Иногда технику находили. Но таких случаев было мало. Летчик объяснил, что эти машины по каким-то причинам не подошли заказчикам: не тот цвет или марка. Тогда их сбывали по дешевке здесь же, в Беларуси. А при постановке на учет в ГАИ криминальные машины обнаруживались. И они возвращались законным владельцам. Однако большая часть угнанных иномарок премиум-класса растворилась тогда на постсоветских просторах. 

На допросах задержанные не то, чтобы запирались, но многое недоговаривали. Рассказали, что где-то в Брестской или Гродненской области работает специальная мастерская, там на машинах перебивают номера. Однако, где находится это чудо-место, не признавались. При этом Летчик намекнул, что их дуэт не единственный в Беларуси: «Работают и другие бригады». А у него, мол, с Профессором, людей опытных, осечка на этот раз вышла по чистому недоразумению. Раньше пост ГАИ находился немного в другом месте, и они не подозревали, что его перенесли и выброшенный из машины водитель сможет до него так быстро добраться. 

У Летчика оказались весьма интересные документы. К примеру, белорусский паспорт на имя жителя одного из райцентров Могилевщины. Причем на человека реального, не вымышленного. Тот парень, когда ему исполнилось 25 лет, пришел в паспортный стол менять документ. Старый подлежал списанию и уничтожению. Как он попал к новому хозяину — Летчику — с переклеенной фотографией, так и осталось загадкой. Паспортистку тогда наказали. 

Было у Летчика и удостоверение одной из спецслужб России. Тоже не липовое. Его отослали российским коллегам по всем правилам. 

Затем Интерпол прислал запрос на этих двоих. Оказалось, что они находились в розыске в Чехии, где в свое время открыли мастерскую по ремонту автомобилей. Автосервис стал прикрытием: жители чешского городка сдали машины в ремонт, а когда пришли забирать, на месте не оказалось ни авто, ни самой фирмы. 

Валерий Красовский оправил в Чехию запрос. Он предполагает, что, отработав там и выполнив определенное задание, задержанные «пошли на повышение», их перевели в нашу страну. 

Узнав о запросе в Чехию, Летчик усмехнулся:

— Никакого ответа оттуда не получите. 

Это единственное, в чем он не ошибся. Все остальные его прогнозы не сбылись. Уголовное дело не закрыли, хоть покровители действительно приезжали. Брат Профессора занимал высокую должность в Дагестане. Когда он прибыл и понял, что следователь взятку не возьмет и в ресторан с ним не пойдет, потому что здесь так не принято, то вовсе не обиделся. И даже помог заменить проводку в могилевской тюрьме за свои деньги. 

Не изменил показаний и водитель VIP-такси, хоть давление на него оказывали. Пришлось Летчику и Профессору отвечать за содеянное по всей строгости закона. 

Валерий Красовский подводит ­итог:

— Мы сумели доказать только этот эпизод, так что получили участники криминального дуэта по четыре года лишения свободы. Во время одного из последних допросов Летчик признался: «Я, конечно, не низшее звено в нашей структуре, но далеко и не высшее. Сам до конца не посвящен в то, как организован весь этот бизнес и кто его крышует. Однако и сегодня в странах СНГ все еще совершается этот вид преступлений, хотя, конечно, в незначительных масштабах. Причины в насыщении рынка автомобилями, широком использовании видеорегистраторов и видеокамер. 

В ТЕМУ

Михаил Воронков, бывший начальник УБОП по Могилевской области, полковник милиции в отставке:

— Пробовал и я тогда разговорить этих двоих, узнать больше подробностей о деятельности международной группировки. Но они толком ничего не рассказали: то ли решили не выдавать сообщников, то ли сами многого не знали. Со временем количество автоугонов под заказ стало снижаться: по всей стране преступники этой категории начали попадать в поле зрения милиции, их бизнес становился все опасней. Да и владельцы, перегонщики дорогих автомобилей становились осмотрительней, стали принимать серьезные меры предосторожности. Впрочем, и сегодня не стоит оставлять машину без присмотра. 

mendeleva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter