Санкционное давление стало хорошим толчком для «Могилевлифтмаша»

Движение вверх

Уход от импорта, новая продукция и дополнительные рынки сбыта — вопреки ожиданиям «доброжелателей» экономические запреты со стороны Запада открыли для белорусских предприятий новые возможности. ОАО «Могилевлифтмаш» научилось противостоять перебоям в поставках импортных комплектующих и логистическим препонам задолго до введения санкций. Получив «прививку» от коронавируса, предприятие выработало четкую модель: только гибкость и мобильность позволят двигаться вперед и… вверх.

Гибкая перенастройка

Каждый лифт — это несколько тысяч деталей. Кабина — не самый трудоемкий и технологичный узел. Сложнее изготовить лебедку и систему управления — «мозг» и «сердце» лифта, как называют их сами лифтостроители. И здесь необходимы импортные комплектующие, говорит генеральный директор ОАО «Могилевлифтмаш» Сергей Чертков:

— Если оценивать ситуацию в краткосрочном периоде, то трудности с закупкой и доставкой изделий европейских производителей, конечно, возникли. Основной поставщик материалов — Российская Федерация, но они также шли из стран дальнего зарубежья. После февраля текущего года ситуация стала меняться. Начали работать над диверсификацией, смотреть, что из комплектующих можно производить у себя. Ищем новых поставщиков в Беларуси, России, Китае, Турции, Индии, других странах.

Чтобы уйти от импорта, на предприятии осваивают выпуск безредукторных лебедок. Раньше считалось в какой-то мере недостатком, что практически все производство на «Лифтмаше» было самостоятельным, в то время как конкуренты шли по более легкому пути — аутсорсинга. Но время показало, что такая независимость — большой плюс, отмечает Сергей Чертков:
— Санкции открывают для нас новые возможности. Те иностранные предприятия, которые решили уйти с рынка, освобождают ниши, и мы их активно занимаем. Но конкуренция по-прежнему жесткая. Поэтому нужно постоянно развиваться, вкладывать деньги в модернизацию.

Конструктивные решения

Курс на обновление «Могилевлифтмаш» взял еще на старте нулевых, затронув и технологии — например, была полностью заменена линия покраски, — и механическую часть производственного процесса, установив мощные современные машины. На монтаж оборудования — около 450 единиц — затрачено более 200 миллионов рублей в текущих ценах. И если в начале 1990-х изготавливалось только две модели лифтов, практически не отличающихся друг от друга, то сегодня в широкой номенклатуре — более 200 различных моделей: грузовые, панорамные, больничные, коттеджные. Кроме лифтов, выпускают эскалаторы и траволаторы, подъемники для лиц с ограниченными возможностями, электродвигатели. Новое оборудование позволяет работать гибко, выпускать товары под заказ.
СКАЗАНО

— Мы просто не имеем права падать. Надо удержаться на этом уровне, чего бы нам ни стоило.

Александр Лукашенко на совещании по промышленности, 23 сентября 2021 года.

ЦИФРЫ

С 2018 года в Беларуси по программе «Комфортное жилье и благоприятная среда» было заменено более 10 тысяч лифтов. Это позволило в основном решить проблему износа парка. В этом году «Могилевлифтмаш» планирует выпустить более 12 тысяч лифтов. За рубежом предприятие реализует свыше 80 процентов продукции. Главный рынок — Россия. Лифты поставляются также в Казахстан, Кыргызстан, Молдову, Армению, Таджикистан, Нигерию, Сербию и другие страны.

bizyk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter