Многосторонние контакты
Сегодня Беларусь и Россия успешно реализуют союзные программы. Учитывая внешнее санкционное давление на Беларусь и Россию, время подтолкнуло нас к поиску решения важнейшей интеграционной задачи: достижение технологического суверенитета в рамках союза при условии сохранения национальных интересов. Прежде всего это касается ключевых проектов: импортозамещения, промышленной кооперации, сотрудничества в космической сфере, взаимной торговли и модернизации транспортно-логистической инфраструктуры.В последние годы мы также наблюдаем рост доли экспорта белорусской продукции в рамках ЕАЭС. По данным Минэкономики, в 2023-м белорусский экспорт в дружественные страны вырос более чем на 20 процентов. В государства Азии — на 40 процентов, Латинской и Центральной Америки — более чем вдвое. Это позволяет нам и дальше накапливать золотовалютные резервы, поддерживать курс белорусского рубля, а значит и покупательскую способность населения.
Набирает вес Шанхайская организация сотрудничества, в которую в статусе полноправного члена вступает Беларусь. Перспективы и международный авторитет этой структуры огромны. И мнение Президента о членстве Беларуси в ШОС очень точное: «С таким размахом и не надо быть военным блоком по образцу НАТО, чтобы быть сдерживающим элементом любой агрессии. Да и не в масштабе сила. ШОС — это разговор на равных. Все, кто устал от гегемонии Америки, включая страны Латинской Америки, Глобального Юга, смотрят на эту структуру с уважением».
Беларусь проводит сбалансированную внешнюю политику, а участие в крупных интеграционных проектах позволяет нам значительно расширить межгосударственные контакты, выстраивать взаимодействие через диалог, поиск компромиссов и консенсус.
Как известно, сообщает директор Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов, участие в китайском глобальном проекте «Один пояс, один путь» дает Беларуси несомненные экономические блага и помогает суверенно развиваться. Великий шелковый путь набирает обороты, потому что Европа и Китай усиливают торговые связи. К тому же Беларусь и Россия выступают за развитие китайской инициативы за счет ее сопряжения с другими международными форматами: ЕАЭС, ШОС, БРИКС, АТЭС, Организацией исламского сотрудничества.
Также сегодня идет процесс дедолларизации. По мнению Михаила Ковалева, профессора кафедры аналитической экономики и эконометрики БГУ, зеленому активно ищут альтернативу в крупных международных объединениях: тех же БРИКС, ШОС, ЕАЭС. Цель — эффективный переход на взаиморасчеты в национальных валютах. Сегодня 80 процентов контрактов уже реализуется без использования доллара или евро, очевидной стала тенденция их замены китайским юанем и российским рублем.
Маршруты надежды
Большое значение в торгово-экономическом сотрудничестве и укреплении региональной интеграции имеют международные транспортные коридоры. Беларусь как западная точка Международного транспортного коридора «Север — Юг», проходящего через Россию, Казахстан, Узбекистан и далее Афганистан и Пакистан, обладает своим грузовым потенциалом. Причем страны-участницы этого логистического коридора предлагают связать маршрут морским сообщением с Африкой. Западные и восточные ветки МТК проложены через Иран. Важно помнить: речь идет не только об Иране, но и о выходе на Пакистан, Индию, плюс Южная и Юго-Восточная Азия. По прогнозу экспертов, грузопоток по пути «Север — Юг» к 2025 году возрастет вдвое — до 30 миллионов тонн, в 2030-м — до 35 миллионов.Удар Запада по белорусской логистике задумывался как весьма болезненный, но наша страна сумела переориентировать товарные потоки на внешние рынки и выйти на экономический рост. По оценке Юрия Шевцова, вместе с Россией Беларусь нашла решение транзитной проблемы. Сегодня мы используем свыше 20 портов России. Также белорусам предложено создать собственный порт. В частности, речь идет о многофункциональном комплексе «Бронка» — одном из терминалов на Балтийском море в районе Санкт-Петербурга. Стало известно, что Мурманская область и белорусские инвесторы подписали соглашение о строительстве терминала «Ворота Арктики» в Кольском заливе. Новый портовый объект возведут в 2028-м: ожидаемый ежегодный объем перевалки грузов — до 25—30 миллионов тонн. Беларусь заинтересована в совершенствовании железнодорожной инфраструктуры России, Северного морского пути, а также транспортных коридоров в странах ШОС.
Восточный вектор
«Многие государства устали от многолетней гегемонии Запада: военных конфликтов, санкционной политики, организации барьеров на пути поставок сырья и энергоресурсов. Однако интеграция не стоит на месте — она движется вперед. Создается новый мировой порядок.Согласно статистике, Китай — вторая на сегодня экономика планеты. При нынешних темпах развития в конце 2020-х годов страна должна выйти по объему ВВП на первое место в глобальном рейтинге. Бурно растет и вся Юго-Восточная Азия. Поэтому китайский рывок можно рассматривать как часть большого системного процесса. Что касается Беларуси, то мы развиваемся вместе со своими стратегическими партнерами Россией и Китаем. Реализация совместных проектов с дружественными странами помогает нам эффективно реагировать на возникающие вызовы времени. В рамках Шанхайской организации сотрудничества, а это для Беларуси более серьезная степень интеграции, чем с государствами БРИКС, идет интенсивная экономическая деятельность. И если посмотреть на ШОС с точки зрения субъектности, то это объединение сейчас мощнее многих других и по объему экономики, и по другим важнейшим параметрам. Поэтому оно открывает перед нами огромные перспективы. При этом, мы хоть и небольшая страна, но в организации заметны. Напомню, что в ШОС входит не так уж много государств, однако Беларусь, несмотря на размеры экономики, оказывается частью данного сообщества. 70 процентов белорусского товарооборота приходится на страны ШОС. Эта цифра из года в год растет», — отмечает директор Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов.
savostenko@sb.by