Движение в ритме «Цейтнот»

Что вы знаете об альтернативной музыке?..

Что вы знаете об альтернативной музыке? Скорее всего, догадываетесь, что это нечто «тяжелое», рассчитанное далеко не на каждое ухо, находящееся где–то за гранью традиционных жанров и стилей. В принципе, так и есть. Но я все чаще прихожу к выводу, что нет у нас такой ниши, которую не заняли бы талантливые люди. И альтернативная субкультура не исключение. Павел Ладутько, Евгений Ваньшин, Вадим Лученок, Андрей Ворошков, Алексей Светлов, объединившиеся под «паническим» названием ZEITNOT («Цейтнот»), уже 5 лет собирают полные белорусские и зарубежные клубы. Впервые их назвали лучшими на рок–фестивале БГУ «Такие пряники» в 2005 году. Ребята «отбили» рейтинговое место в LAST.fm у одноименной российской группы, которая играет для Земфиры и «Ночных снайперов». Они уверены, что уже совсем скоро почитателей необычного стиля станет на порядок больше, а появление у нас альтернативного музыкального телеканала типа российского A–One не за горами.


Поговорить с музыкантами ZEITNOT о перспективах развития белорусского альтернативного рока и его «форматности» я решила на их творческой кухне. А чтобы совершенно окунуться в атмосферу «тяжести», включила диктофон только после 2–часовой репетиции. Мои барабанные перепонки еще долго приходили в себя от того звука и драйва, которым ребята заполнили свою репетиционную каморку.


— Расскажите, как и чем живут у нас альтернативные музыканты? Каково оставаться за бортом белорусских радиостанций?


Евгений Ваньшин, бас–гитара: Я не побоюсь утверждения, что сегодня альтернативная музыка стала самой быстро развивающейся субкультурой среди молодежи. О популярности того или иного музыкального стиля всегда свидетельствует количество фестивалей и концертов. Так вот, сейчас к нам нахлынула волна гостей так называемого A–One–формата. В России им уже давно присуждают отдельные премии, а фестивали альтернативной музыки вытесняют такие старые роковые, как «Нашествие» и «Крылья». И это миф, что ни одна из радиостанций не берет в ротацию такую жесткую музыку. Включите в Москве любую волну, и вы поймете, какое это заблуждение.


Павел Ладутько, вокал: Но дело даже не в формате радио, а в формате самой «альтернативы». Во всем мире уже давно нет четкого разделения на тяжелую и нетяжелую музыку. Возьмем, например, группу Rammstein. Она популярна не меньше, чем Кристина Агилера. Тоже собирает огромные залы, тоже активно крутится на радио и музыкальных телеканалах. И при этом никто даже не задумывается о том, что это альтернативная музыка. Мы верим, что скоро у нас будет так же.


— И как вы намерены пробиваться в теле– и радиоэфиры?


Вадим Лученок, гитара: Качеством продукта в первую очередь. По большому счету, нашим программным директорам все равно, приносят музыканты попсу, хип–хоп или тяжелый рок. В их интересах, чтобы в эфир прошел качественный продукт. Зарубежную альтернативную музыку они ставят не задумываясь, потому что она сделана хорошо. Белорусскую с неохотой, потому что в силу некоторых обстоятельств она объективно не может конкурировать иногда даже с российской.


— Каждый мой разговор с музыкантами, будь то группа «Топлесс» или группа «J:Морс», в итоге ведет к выяснению вопроса качества. Какой–то белорусский музыкальный бич...


Андрей Ворошков, барабаны: А вам не кажется, что это также должно быть еще и на совести потребителя музыкального продукта? Если ему нравится слушать группу «Топлесс» и не нравится слушать качественную альтернативную музыку, то мы еще долго будем повсеместно слышать песенки вроде «а я его любила, а он меня бросил».


— Во время записи макси–сингла Stop your time вы привлекали сессионных музыкантов. Это тоже гонка за качеством или собственная несамостоятельность?


Алексей Светлов, клавишные и электроника: Мы привлекаем тех, кто умеет играть на инструментах, на которых не умеем играть мы. Когда играют пять человек, это один звук. А когда добавляются труба Родослава Сосновцева и тромбон Константина Карповича из «Крамбамбули», это совсем другое звучание. И среди групп это нормальная практика. Даже супермодные британские «альтернативщики» Placebo не чураются того, что во время выступления за сценой им подыгрывают. Они ж не осьминоги, чтобы на всех «ложках» уметь играть. Группа ZEITNOT, так же как и Placebо, весь основной материал (музыку и тексты) делает сама.


— Поговорим о наболевшем. Только ленивый не пнул последнюю «Рок–коронацию». А как вы считаете: что нужно сделать с этой премией или с номинантами, чтобы все остались довольны?


Евгений Ваньшин, бас–гитара: «Рок–коронация» — это символ 90–х, который нужно наконец оставить в покое. Да, раньше это было огромным событием для белорусских музыкантов, но сегодня она не отражает действительности нашей рок–музыки вообще. Из года в год мелькают одни и те же лица. Нужно или запускать свежую кровь в этот застой, или закрывать брэнд. Хотя, смотрите, и мы поддаемся традиции критиковать «Коронацию»... Видимо, у нас у всех это уже рефлекс. Я считаю, нам просто надо двигаться своей дорогой, не оглядываясь, ни на кого не рассчитывая и ничего особого не ожидая. В современных условиях постоянно меняющегося медиа–ландшафта и гигантского предложения на мировом музыкальном рынке иметь свою аудиторию, которая заполняет не самый маленький столичный клуб «Реактор», — это и есть успех. Нам пока везет. Чего и всем коллегам желаем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter