Что вы знаете об альтернативной музыке? Скорее всего, догадываетесь, что это нечто «тяжелое», рассчитанное далеко не на каждое ухо, находящееся где–то за гранью традиционных жанров и стилей. В принципе, так и есть. Но я все чаще прихожу к выводу, что нет у нас такой ниши, которую не заняли бы талантливые люди. И альтернативная субкультура не исключение. Павел Ладутько, Евгений Ваньшин, Вадим Лученок, Андрей Ворошков, Алексей Светлов, объединившиеся под «паническим» названием ZEITNOT («Цейтнот»), уже 5 лет собирают полные белорусские и зарубежные клубы. Впервые их назвали лучшими на рок–фестивале БГУ «Такие пряники» в 2005 году. Ребята «отбили» рейтинговое место в LAST.fm у одноименной российской группы, которая играет для Земфиры и «Ночных снайперов». Они уверены, что уже совсем скоро почитателей необычного стиля станет на порядок больше, а появление у нас альтернативного музыкального телеканала типа российского A–One не за горами.
Поговорить с музыкантами ZEITNOT о перспективах развития белорусского альтернативного рока и его «форматности» я решила на их творческой кухне. А чтобы совершенно окунуться в атмосферу «тяжести», включила диктофон только после 2–часовой репетиции. Мои барабанные перепонки еще долго приходили в себя от того звука и драйва, которым ребята заполнили свою репетиционную каморку.
— Расскажите, как и чем живут у нас альтернативные музыканты? Каково оставаться за бортом белорусских радиостанций?
Евгений Ваньшин, бас–гитара: Я не побоюсь утверждения, что сегодня альтернативная музыка стала самой быстро развивающейся субкультурой среди молодежи. О популярности того или иного музыкального стиля всегда свидетельствует количество фестивалей и концертов. Так вот, сейчас к нам нахлынула волна гостей так называемого A–One–формата. В России им уже давно присуждают отдельные премии, а фестивали альтернативной музыки вытесняют такие старые роковые, как «Нашествие» и «Крылья». И это миф, что ни одна из радиостанций не берет в ротацию такую жесткую музыку. Включите в Москве любую волну, и вы поймете, какое это заблуждение.
Павел Ладутько, вокал: Но дело даже не в формате радио, а в формате самой «альтернативы». Во всем мире уже давно нет четкого разделения на тяжелую и нетяжелую музыку. Возьмем, например, группу Rammstein. Она популярна не меньше, чем Кристина Агилера. Тоже собирает огромные залы, тоже активно крутится на радио и музыкальных телеканалах. И при этом никто даже не задумывается о том, что это альтернативная музыка. Мы верим, что скоро у нас будет так же.
— И как вы намерены пробиваться в теле– и радиоэфиры?
Вадим Лученок, гитара: Качеством продукта в первую очередь. По большому счету, нашим программным директорам все равно, приносят музыканты попсу, хип–хоп или тяжелый рок. В их интересах, чтобы в эфир прошел качественный продукт. Зарубежную альтернативную музыку они ставят не задумываясь, потому что она сделана хорошо. Белорусскую с неохотой, потому что в силу некоторых обстоятельств она объективно не может конкурировать иногда даже с российской.
— Каждый мой разговор с музыкантами, будь то группа «Топлесс» или группа «J:Морс», в итоге ведет к выяснению вопроса качества. Какой–то белорусский музыкальный бич...
Андрей Ворошков, барабаны: А вам не кажется, что это также должно быть еще и на совести потребителя музыкального продукта? Если ему нравится слушать группу «Топлесс» и не нравится слушать качественную альтернативную музыку, то мы еще долго будем повсеместно слышать песенки вроде «а я его любила, а он меня бросил».
— Во время записи макси–сингла Stop your time вы привлекали сессионных музыкантов. Это тоже гонка за качеством или собственная несамостоятельность?
Алексей Светлов, клавишные и электроника: Мы привлекаем тех, кто умеет играть на инструментах, на которых не умеем играть мы. Когда играют пять человек, это один звук. А когда добавляются труба Родослава Сосновцева и тромбон Константина Карповича из «Крамбамбули», это совсем другое звучание. И среди групп это нормальная практика. Даже супермодные британские «альтернативщики» Placebo не чураются того, что во время выступления за сценой им подыгрывают. Они ж не осьминоги, чтобы на всех «ложках» уметь играть. Группа ZEITNOT, так же как и Placebо, весь основной материал (музыку и тексты) делает сама.
— Поговорим о наболевшем. Только ленивый не пнул последнюю «Рок–коронацию». А как вы считаете: что нужно сделать с этой премией или с номинантами, чтобы все остались довольны?
Евгений Ваньшин, бас–гитара: «Рок–коронация» — это символ 90–х, который нужно наконец оставить в покое. Да, раньше это было огромным событием для белорусских музыкантов, но сегодня она не отражает действительности нашей рок–музыки вообще. Из года в год мелькают одни и те же лица. Нужно или запускать свежую кровь в этот застой, или закрывать брэнд. Хотя, смотрите, и мы поддаемся традиции критиковать «Коронацию»... Видимо, у нас у всех это уже рефлекс. Я считаю, нам просто надо двигаться своей дорогой, не оглядываясь, ни на кого не рассчитывая и ничего особого не ожидая. В современных условиях постоянно меняющегося медиа–ландшафта и гигантского предложения на мировом музыкальном рынке иметь свою аудиторию, которая заполняет не самый маленький столичный клуб «Реактор», — это и есть успех. Нам пока везет. Чего и всем коллегам желаем.