Движение умов

Давно подмечено: самые выгодные инвестиции — в образование...

Давно подмечено: самые выгодные инвестиции — в образование. Поэтому и была разработана программа развития высшего образования на 2011 — 2015 годы, на реализацию которой потребуется ни много ни мало — 2,5 триллиона рублей! Это позволит обновить на четверть учебно–лабораторное оборудование, построить и реконструировать 43 учебно–лабораторных корпуса, 20 студенческих общежитий и как итог — повысить престиж белорусского высшего образования, увеличив экспорт образовательных услуг в 3 раза. О потенциале высшей школы корреспондент «СБ» беседует с ректором БГУИР, заслуженным работником образования, доктором технических наук, профессором Михаилом БАТУРОЙ.


— Сейчас говорят о том, что вузы должны не подстраиваться под требования рынка, а опережать их. Готова ли высшая школа идти на шаг впереди производства, взять на себя функции научно–инновационных центров?


— В последние годы вузы, в частности БГУИР, настолько динамично развивались, что университет 1990–х по содержанию просто не сопоставим с сегодняшним. Мы можем вносить конкретные предложения по решению правительственных задач, участвовать в инновационных разработках, в информатизации всех сфер деятельности, в создании новых конкурентоспособных и импортозамещающих производств и т.д. Но для этого нужно вузам помочь. Надо представить, что университет — это город, это десятки отдельно стоящих зданий, это более ста тысяч квадратных метров площади. Конечно, требуются гигантские средства и усилия, чтобы все поддерживать в надлежащем порядке. Хотя потенциал у вузов очень значителен даже сейчас. За 5 лет мы заключили десятки зарубежных контрактов на сумму 12,7 млн. долларов. Сотрудничаем с Вьетнамом, Китаем, Германией, Италией, даже фирма Boeing — наш заказчик. В прошлом году открыли студенческий бизнес–инкубатор проектов. Попробуем его зарегистрировать как резидента ПВТ, учредить юридическое лицо (сейчас это структура вуза, управляемая проректором). И тогда будем рекламировать возможности своего предприятия, искать заказчиков на программную продукцию, заключать договоры и выполнять заказы, привлекая преподавателей и студентов.


— Пару лет назад вы говорили: «К нам приходит элитная молодежь». А сейчас абитуриентами довольны?


— В целом — да. Самый низкий балл, с которым к нам поступили студенты на бюджет в прошлом году, — 240 из 300. В начале 2000–х абитуриенты с самыми высокими баллами шли на гуманитарные специальности. В обществе сформировалось мнение, будто гораздо легче достичь успеха, получив профессию менеджера, юриста, экономиста, управленца. Сейчас престиж инженерного образования возрос, хотя оно требует серьезной практики во время обучения. У нас за последние 10 лет количество учащихся увеличилось почти в 2 раза за счет платного образования. И то, что мы отчисляем ежегодно порядка 400 — 500 студентов, это не потому, что у нас они слабее: просто учиться сложнее, особенно на заочном. К тому же ни для кого не секрет: через пару лет количество выпускников школ снизится до 60 — 70 тысяч, и вузам приходится проявлять находчивость, чтобы привлечь к себе сильнейших. Мы в этом году несколько дней открытых дверей проводим, а не один, как прежде.


— Конкуренция между предприятиями за ваших специалистов есть?


— Мы примерно 400 заявок в год не удовлетворяем. Резиденты ПВТ с их политикой подбора кадров — совершенно правильной, на мой взгляд, — начинают еще на третьем курсе у нас искать себе специалистов. Составляют рейтинги студентов, проводят тестирование. И никто из студентов не отказывается, потому что эти тесты ни к чему не обязывают, а знать свой потенциал интересно. Тех, кто получил высокий балл, приглашают на дополнительные спецкурсы, начинают с ними работать. В итоге спохватились и остальные предприятия, тоже стали с нами сотрудничать. Конечно, удовлетворить все заявки мы все равно не в состоянии. Поэтому сформировали учебные планы так, что по каждой специальности есть блок дисциплин, проходя которые наш выпускник становится специалистом и в области IT. Например, инженер–радиотехник может работать и в ПВТ.


— Раньше 70 процентов ваших студентов проходили практику в университете, а сейчас большинство — на производстве, в IT–компаниях, но работодатели по–прежнему сетуют на недостаточную подготовку...


— Еще 10 лет назад предприятия просто отказывались брать наших студентов на производственную практику, а сейчас, вы верно заметили, 90 процентов ребят проходят практику на производстве. Допускаю, что для адаптации специалиста затрачивается много времени. Но последние годы мы эту ситуацию тоже исправляем: за 5 лет создали на предприятиях 25 филиалов кафедр. Часть учебных занятий перенесена туда: выполняются лабораторные работы, курсовые проекты (по тематике производства!), читаются специализированные лекции, т.е. сразу даются знания, которые нужны на данном предприятии. Ведь чаще всего основную часть учебной нагрузки несут его специалисты. Они к нам зачисляются как преподаватели, по совместительству. Мы начинали это дело с НПО «Интеграл», там создали 3 филиала, даже филиал кафедры менеджмента. Несколько специалистов «Интеграла» защитили потом у нас диссертации. Конечно, это не закрывает всю потребность, и за предстоящие 5 лет мы создадим еще не менее 25 филиалов кафедр.


— Могут ли наши вузы соперничать с западными? Как вы относитесь к мировым рейтингам, в которых, к слову, БГУ на 1474–м месте, через тысячу позиций ГрГУ, потом БГУИР?


— Наши специалисты, если выезжают, свободно конкурируют с выпускниками любых западных университетов. Мне ежегодно присылают сотню запросов из Америки, Германии, Англии с просьбой подтвердить диплом. У нас недавно появился студент, который работает в Германии. Он лет 10 назад уже учился у нас, ушел с 3–го курса, уехал, сейчас вырос до уровня руководителя проекта, и ему светит должность начальника отдела, но без высшего образования ему ее не дают. Поэтому он вернулся и восстановился на дистанционную форму. С созданием ПВТ массовый отток специалистов прекратился. Раньше, например, наши студенты выезжали на включенное обучение в западные вузы и двое из десяти не возвращались. Последние годы такого не было, чтобы не вернулись. А что касается рейтингов, их несколько, со своими требованиями, к которым мы себя еще не примеряли. Это они нас примеряют. Думаю, чтобы говорить о рейтинге, его нужно унифицировать для наших вузов и для их.


— До середины 1990–х «радиотехнический» был закрытым вузом. Сейчас у вас обучаются 335 иностранных граждан из 32 стран. И вы планируете увеличить их количество до тысячи в ближайшее время. Чем привлекать будете? На итоговой коллегии Министерства образования предложили учредить 50 — 100 стипендий для иностранных студентов...


— По сути, мы уже платим такие стипендии. Скажем, с Китаем и Вьетнамом работаем по обмену. Их студенты — к нам, наши — к ним (с условием предоставления общежития, стипендии и т.д.). Но возникла проблема: наши студенты, кроме как на практику, не хотят ехать в эти страны. Так что пока обмен происходит в одностороннем порядке. Кроме того, в 2009 году мы первыми среди белорусских технических вузов открыли обучение иностранных граждан на английском языке по специальности «Сети телекоммуникаций». В прошлом году еще и по «Защите информации в телекоммуникациях». Сейчас формируем состав преподавателей для открытия специальности по информационным технологиям. Планируем расширить и подготовку иностранных аспирантов. Сейчас у нас обучаются 32 специалиста из 7 стран. Причем учеба им обходится в 2,5 раза дороже, чем студентам. Если за 2010 год для иностранных граждан объем образовательных услуг БГУИР составил в денежном эквиваленте 542 тысячи долларов, то к 2015 году мы должны выйти на 1,5 млн. долларов. Думаю, это вполне осуществимо.


Кстати


БГУИР одним из первых открыл электронную библиотеку (сейчас их 2 на 56 рабочих мест). В локальной сети университета 3.800 компьютеров, из них 1.600 — в общежитиях. Система WI–FI везде: c ноутбуком в любой точке учебного корпуса или общежития (а в перспективе — и дома) студент может зайти в электронную библиотеку с доступом к электронным ресурсам университета, Национальной библиотеки, интернету. К сентябрю планируется запустить видео–конференц–связь. Тогда можно будет лекцию читать в одной аудитории, транслировать одновременно еще в пяти–шести и из любой задавать вопросы. Еще в планах — разработка видеоконтента, компакт–дисков с лекциями.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter