Движение товаров: равновесие предпочтительнее

Всем организациям торговли и общественного питания необходимо зарегистрироваться в Торговом реестре

В первом квартале 2013 года всем организациям торговли и общественного питания необходимо зарегистрироваться в Торговом реестре. Отсутствие в нем будет приравниваться к теневому ведению бизнеса. Эта и иные задачи Минторга на год показывают, что от регулирования в торговле государство не отказывается.

«Все функционирующие объекты в стране должны быть в реестре! Мы должны четко представлять, кто у нас работает и на каких условиях», — заявил министр торговли Валентин Чеканов на заседании коллегии ведомства, которая подвела итоги работы отрасли за 2012 год и наметила планы на 2013-й. «Мы должны поддержать конкурентную среду на потребительском рынке, не допускать монополизации рынка розничной торговли, поддерживать малый и средний бизнес и пресекать недобросовестную конкуренцию», — сказал он. Министр приравнял все это к реальной защите прав потребителя и назвал одной из главных задач, которые будет решать министерство.

Также среди приоритетных направлений министр назвал импортозамещение, отметив, что «наша планомерная работа уже нашла отражение в снижении импорта потребительских товаров». По результатам 2012 года белорусские производители освоили выпуск 80 из 81 позиции, 79 новых товаров, замещающих импорт, уже поступили на рынок страны. В том числе первые отечественные подгузники для детей. Они проделали с августа 2012 года по январь 2013 года путь от выпуска первой пробной партии до выхода на рынок. В целом по стране потребление импорта снизилось на 16,4 %. Однако оно выросло в Брестской, Витебской, Минской, Могилевской областях, а также в Минске: от 7,8 % до почти 25 % к уровню прошлого года. На официальном сайте Министерства торговли размещен перечень более чем из 300 товарных позиций, которые предлагаются для рассмотрения возможности организации производства в Беларуси либо расширения ассортимента и поставок на внутренний рынок. По данным Минторга, промышленность принимает в работу уже 60 из этих позиций. В 2013 году усилия будут направлены на то, чтобы не снижался удельный вес товаров отечественного производства, чтобы они максимально присутствовали на полках магазинов. Как полагают в министерстве, сегодня ряд отечественных товаров объективно может расширить свою долю на белорусском рынке. Среди них — туалетное и хозяйственное мыло, косметические средства по уходу за волосами, моющие и чистящие средства, велосипеды, мебель и сложная бытовая техника.

Еще один новый акцент — создание Ассоциации торговых организаций. Она обещает стать не просто новым общественным объединением, а серьезным инструментом продвижения отраслевых интересов и консолидации предприятий, прежде всего в их партнерстве с государством. С помощью ассоциации министерство намерено усилить роль государственных оптовых организаций, которые пока обеспечивают не более 7 % всего товарооборота. Ассоциация займется сотрудничеством с госорганами, выработкой мер по развитию оптовой торговли ради наполнения рынка товарами, будет стремиться обеспечивать ритмичность поставок и создавать гарантированные запасы продукции для полного удовлетворения спроса населения. Она также станет совершенствовать движение товаров, развивать связи с производителями, поставщиками товаров, не забывая об изучении мнения покупателей и положения на рынках.

Кстати, погоду на рынке, пожалуй, наиболее беспристрастно отслеживает статистика. По оценке Национального статистического комитета, основанной на изучении цен на 153 товара в 31 городе страны, индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению с начала месяца к средним ценам декабря составил 102,4 %. То есть 2,4 % прироста при годовом прогнозе на уровне 12 %. Это многовато для старта года. Однако такой опережающий рост всегда характерен для января: подобно снежной шапке обрушивается «козырек», накопленный в конце ушедшего года. Наибольший вклад в этот процесс на сей раз внесли табачные изделия (прирост цен более чем на 26 %), водка (4,6 %), бензин (5,2 %), услуги связи (20 %), железнодорожный транспорт регионального (16,7 %) и международного (7,6 %) сообщения. Большинство продуктов питания показало небольшой прирост, стабильны были цены на мясо, а гречневая крупа, растительное масло, мороженая рыба даже немного подешевели. На 1— 2 % были ниже цены на одежду и обувь. Зато начали свое сезонное удорожание овощи и фрукты — свекла (на 15,8 %), капуста (на 12,6 %), а также картофель, морковь, помидоры, огурцы, бананы, яблоки… Каких-то чрезвычайных тенденций в движении товарных потоков в этот период явно не было отмечено: процессы сезонные и обусловлены общей ситуацией в экономике. Оно и к лучшему. Торговля и рынок все-таки предпочитают стабильность и равновесие, в том числе спокойные регулятивные действия и рамки, и очень не любят чрезвычайных ситуаций и мер…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter