Когда пересядем на электрокары

Движение с ускорением

Весна — традиционное время активации спроса и предложений в сфере автобизнеса. Общие же тенденции наступающего горячего сезона таковы. Тренд на покупку новых машин благодаря всевозможным акциям автодилеров, скорее всего сохранится и в нынешнем году. С другой стороны, многие по инерции или в силу привычки не готовы пересаживаться с пусть и “бэушного”, но премиум-класса на новый “бюджетник”. А потому рынок подержанных авто еще рано списывать в утиль. Тем более что он приспосабливается к запросам времени. Появляется все больше цивилизованных способов продать или купить машину. Какие из них наиболее выгодны и безопасны?


Такого взлета продаж не ожидал никто. За прошлый год белорусские автодилеры продали почти 53 тысячи автомобилей. Это исторический рекорд. Чего ждать дальше? Как будут меняться цены на новые автомобили? 

Говоря о причинах стремительного скачка авторынка, председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич назвал мне несколько факторов. И прежде всего, это доступность финансирования. Через кредит и лизинг было продано более половины авто:

— Впервые мы говорим о том, что приобретение нового автомобиля стало более выгодным, нежели покупка на вторичном рынке, в силу того, что покупатель получил комплекс услуг как по финансированию, так и по иным сопутствующим направлениям, касающимся сервиса и обслуживания техники. 

Еще один любопытный факт. По уровню автомобилизации наша страна лидирует в СНГ и опережает некоторые страны Европы. В Беларуси на тысячу населения приходится 333 автомобиля, в то время как в России этот показатель — 324. Впрочем, здесь нам есть еще куда расти. По данным за прошлый год, на одну тысячу человек в нашей стране приходится 4,6 новых проданных автомобиля, а в США и Западной Европе — от 15 до 25.   

Если анализировать структуру продаж, то тройка лидеров остается неизменной — “Рено”, “Лада”, “Фольксваген”. Причем в топовой десятке моделей сразу четыре представителя автоконцерна “Рено”. Однако эксперты прогнозируют, что в этом году “Лада” все-таки опередит французский бренд. Обнадеживает и впечатляющий спурт белорусско-китайского Geely, закрепившегося на четвертом месте с результатом 3,3 тысячи проданных машин.

Для нас 2018 год был первым, и все, что планировали, мы выполнили, — рассказал первый заместитель министра промышленности, исполняющий обязанности генерального директора предприятия “БЕЛДЖИ” Геннадий Свидерский.Два кроссовера и седан поставлены на серийное производство. Всего у нас получилось 27 модификаций, также мы освоили шесть цветов. В середине февраля вывели на рынок новую модификацию —1,8 Turbo. Интерес к ней есть, отзывы хорошие. 

Геннадий Свидерский уточнил, что 65 процентов сошедших с конвейера машин продано в Россию, остальное реализовано на внутреннем рынке. Причем почти две трети покупателей — физические лица. 

— В этом году мы планируем удвоить объемы продаж на белорусском рынке. Во всяком случае наши маркетинговые проработки позволяют на это рассчитывать, — заявил и. о. гендиректора завода. 


В целом прогнозы экспертов на 2019 год можно назвать сдержанно-оптимистичными.   

— Наверное, опрометчиво было бы полагать, что авторынок сохранит прошлогодние темпы роста. В лучшем случае возможно увеличение на 10—15 процентов. Реалистичный сценарий предполагает сохранение объемов на уровне 2018 года, — предположил глава правления БАА.

Что касается ценовой политики, Сергей Михневич не видит оснований для снижения цен:

— Это напрямую связано с тем, что происходит на российском авторынке. А там каждый год цены увеличиваются на 6—10 процентов. Мы рассчитываем, что ничего кардинального сверх этих процентов не произойдет. Тем не менее рост будет, потому что меняются соотношения курсов белорусского рубля к российскому и к доллару. Все зависит от того, как будет чувствовать себя наш рубль, российская и белорусская экономики.   

Между тем в мире растет мода на электромобили. В конце 2018-го их насчитывалось порядка пяти миллионов. Причем только за один год было продано свыше двух миллионов электрокаров. В нашей стране это направление деятельности осваивает компания “Юнисон Авто”. Ее директор Дмитрий Шелег поделился некоторыми планами:

— В прошлом году мы приняли программу, по которой будем развивать сборку электромобилей в Беларуси. Начали сотрудничать с Китаем, потому что там наибольшее количество заводов по производству этого вида транспорта. К концу 2018-го собрали и сертифицировали первый электромобиль Zotye E200EV, который с января этого года уже поступил в продажу. В перспективе хотим довести модельный ряд до трех единиц за счет сборки седана и среднеразмерного кроссовера. К концу этого года локализация производства увеличится до 50 процентов за счет сварки и окраски корпусов, применения отечественных узлов и агрегатов.


А вот на “БЕЛДЖИ” с выпуском электрокаров решили пока повременить. Геннадий Свидерский объяснил это отсутствием четкого согласования с головной компанией Geely по совместным работам:

— Мы пока делаем первые шаги. Наши партнеры говорят нам, что не против заняться электромобилями, но при условии, если это будет выгодный бизнес, — уточнил первый заместитель министра промышленности, добавив, что для востребованности электромобилей массовому покупателю важны такие факторы, как доступная цена и наличие соответствующей инфраструктуры. 

Согласен с этим и Дмитрий Шелег, по словам которого одно дело —купить электромобиль и другое — его эксплуатировать. 

Будущее продаж зависит от развития зарядной сети, — уверен эксперт. — Ее строительство должно опережать продажи, чтобы, приобретя дорогостоящую “игрушку”, люди могли спокойно пользоваться ею, доезжать из одной точки в другую.

Пока же ситуация явно не в нашу пользу. В конце прошлого года в стране работало чуть более 80 зарядных станций. Например, в Грузии их 150, в Украине — более тысячи, а в Голландии — свыше 33,7 тысячи. Тем не менее в Объединенном институте машиностроения Национальной академии наук сейчас разрабатывается опытный образец белорусского электромобиля. И со временем этот вопрос наверняка выйдет на конкретную программу реализации.
Какое будущее ждет рынок подержанных автомобилей
ГЛОБАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ

Всего в мире в прошлом году продано 94 миллиона автомобилей. Самые крупные автомобильные рынки — в Китае (27,7 миллиона автомобилей), США — 17,3 миллиона и Западной Европе — 16,1 миллиона. По статистике Евразийского экономического союза, доля белорусского авторынка составляет 2,6 процента от общего объема. Лидером здесь является Россия, где в прошлом году было продано 1 млн 894 тысячи авто, в Казахстане — 60,9 тысячи, в Армении — 3,4 тысячи, Кыргызстане — 2,2 тысячи. 

ФАКТ

По данным ГАИ, в Беларуси сегодня зарегистрировано более 3 млн 159 тысяч легковых автомобилей. Самые развитые регионы по автомобилизации — Гродненская, Минская, Брестская области и город Минск.

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter