Движение по прямой

Вчера Александр Лукашенко побывал на самом севере Беларуси, в Верхнедвинске...

Вчера Александр Лукашенко побывал на самом севере Беларуси, в Верхнедвинске. Удивительно живописные, какие–то пушкинские места (к слову, родовое гнездо великого русского поэта находится не так уж далеко) в последние годы получили несколько мощных импульсов к развитию. Можно сказать, что новый мост через Западную Двину соединил район со страной, а модернизированный маслосырзавод не только обеспечил работой несколько сотен человек, но и повел за собой вперед всю экономику района. Президент приехал, чтобы проверить, как были выполнены его давние поручения по строительству моста и по организации безотходной переработки молока.


Верхнедвинский район, вообще говоря, имеет уникальное географическое положение. Он граничит с Евросоюзом и с Россией. Находится между двумя крупнейшими экономическими центрами, на границе двух соседних цивилизаций, если верить известному культурологу–славянофилу Данилевскому.


Однако в масштабах нашей страны до самого последнего времени этот район оставался одним из самых глухих уголков. Западная Двина одновременно являлась и его бесценным богатством, и его недостатком. Потому что река несколько раз в год, особенно по весне, становилась великой и превращала Верхнедвинск в остров. Например, дорога в соседний райцентр — Миоры — удлинялась сразу на 150 километров, объезжать приходилось через Новополоцк.


Планы построить мост успели покрыться густым слоем пыли, но реально подготовка к строительству началась после того, как Александр Лукашенко дал соответствующее распоряжение во время своей поездки в северный регион 7 лет назад. За 2007 — 2008 годы 300–метровый мост был возведен.


Что, конечно же, сразу отразилось на жизни и деятельности местных жителей. Не нужен стал старенький паром, который чаще всего стоял на ремонте. Убрали понтонный мост, который все равно функционировал лишь в теплую пору года. А Западная Двина — река капризная, разлиться может не только в весеннее половодье, но и летом (тут еще, кстати, надо окончательно решить проблему с подтоплением домов). Несчастные случаи были регулярными... Ну и что также немаловажно — введение в строй нового моста переформатировало все экономические потоки в районе.


Беларусь считается страной с хорошей инфраструктурой, но, как говорится, нет пределов совершенству. Как рассказали Президенту строители, сейчас в стране одновременно строится 6 мостов длиннее 100 метров. Единственное, валютный кризис сказывается на всем, в том числе и на их работе. Поставки металла — а он идет из России — задерживаются, а технология этого никак не терпит.


Другая проблема — резкое подорожание импортного металла. «Если раньше тонна стоила 8 миллионов, то сейчас под 40, — рассказывает один из авторов моста через Западную Двину. — Один только этот объект потребовал 800 тонн металла. Вот и считайте...» В общем, проблемы сегодня у всех схожие.


Но вот на местном маслосырзаводе на недостаток валюты не жалуются, здесь ее, наоборот, зарабатывают. С введением новой линии в 2009 году производство увеличилось более чем в два раза.


...Зарабатывать деньги можно и нужно на всем. Сыворотка, считавшаяся раньше побочным продуктом (фактически ее выливали на землю), сегодня хорошо продается, приносит доллары. Ее можно использовать и в детском питании, и для изготовления мороженого, и в кондитерской промышленности. Верхнедвинский завод сейчас запускает цех по сушке сыворотки — здесь будет 100–процентная переработка молока. Такая же работа идет сейчас и на других предприятиях Витебской области, так что через пару лет «выливать» живые деньги в стране не будут.


Белорусский молочный бизнес становится все более привлекательным. Свидетельство тому — интерес транснациональных корпораций к вхождению на этот рынок. Министр сельского хозяйства и продовольствия Михаил Русый пока не стал подробно рассказывать журналистам о деталях переговоров, но дал понять, что они ведутся интенсивно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter