ДВИЖЕНИЕ ПО ПРАВИЛАМ. Куда вход проверяющим воспрещён и что ждать от свободных цен

В Беларуси приняты очередные шаги по либерализации экономики.

Президент страны подписал Указ о совершенствовании контрольной деятельности: уменьшится количество проверок, а начинающих бизнесменов и вовсе на два года освободят от визитов контролеров. К тому же через полторы недели в силу вступит постановление Минэкономики, которое дает право торговле устанавливать размер торговых надбавок “с учетом конъюнктуры рынка” на все товары, за исключением 50 социально значимых (среди которых мясные и молочные продукты, хлеб, крупы, рыба, лекарства, товары для детей).
Все эти меры направлены на активизацию и производителей, и продавцов. Должно появиться больше востребованных товаров, проверяющие будут меньше отвлекать бизнесменов. Цены на товары будут определяться по рыночной формуле спроса и предложения. А в итоге выиграть от всего этого должен покупатель. Чего ожидать в ближайшем будущем? Подешевеют или подорожают товары? Как контролеры будут проверять предприятия? На эти вопросы искали ответы корреспонденты “НГ”.

Обоюдная выгода

На рынках и в магазинах торговля идет своим чередом, без какого-либо ажиотажа. Перспективы свободных цен не пугают ни продавцов, ни покупателей, никто не бросился скупать все подряд.
— А куда поднимать цены, если покупателей и так нет? — развела руками розовощекая пожилая продавщица на одном из минских рынков на мой вопрос о судьбе цен.
У рядов с бытовой химией покупателей тоже не много. Вероятно, поэтому стоявшая у лотка со стиральными порошками и памперсами продавщица была настроена не очень оптимистично.

— Цены и без того растут. Наверняка будут расти и дальше, — сказала она как отрезала. — Правда, причина не в торговой наценке. Все зависит от закупки: если курс евро поднялся, соответственно и у нас растет ценник. Вот сейчас пришла новая партия товара, и смотрю, некоторые позиции подорожали довольно существенно. “Калгон”, например, теперь продаем по 13,5—14 тысяч, а еще неделю назад по 12,7. Или чешский стиральный порошок “Бонукс” в большой упаковке сразу подорожал на 4 тысячи — с 49 до 53 тысяч.
На вещевом столичном рынке люди толпятся около теплых вещей, примеряя шапки, шарфы и перчатки. Продавцы переминаются с ноги на ногу, укутавшись в сто одежек. Изучив ассортимент детских вещей в одной из палаток, осторожно интересуюсь у продавщицы:
— Не приведет ли к подорожанию снятие ограничений в торговых надбавках?
— Не волнуйтесь, нашей торговли это не коснется, — успокоила меня предпринимательница с двадцатилетним стажем Тамара Свиридович. — Подниму цену, кто же тогда у меня что купит? Сейчас хорошо, если в день одну единицу товара продам. Людей совсем мало. А дать цену ниже не могу  — надо же аренду, налоги оплатить, детей кормить. Главное, чтобы НДС и налоги не повысили — вот тогда действительно хочешь не хочешь, а цены придется поднимать.
Не прогнозируют резких скачков цен и директора магазинов. Хотя теперь они получают право устанавливать на товары какую угодно торговую наценку — хоть 5 процентов, хоть все 100. Сейчас она не может быть выше 30.
По словам заместителя директора столичного ЦУМа Алексея Сокола, постановление Минэкономики дает торговле возможность проводить анализ ассортимента товаров и  варьировать цены в зависимости от спроса и предложения. Это не значит, что с ноября все товары подорожают. Наоборот, перед торговлей стоит задача обеспечить покупателей качественными товарами по доступным ценам и существенно увеличить объемы продаж. Поэтому бездумных шагов никто делать не будет.
Ему вторит и директор продовольственного магазина в одном из спальных районов Минска:
— Думаю, что по продовольственной группе товаров покупателям вообще опасаться нечего. Есть перечень из 50 социально значимых товаров, на которые наценки будут ограничены. А в него входят все основные виды продуктов. На дорогой импорт повышать цены просто невыгодно: их и так продается мизер, а подниму цену — вообще брать не будут. Платежеспособность у покупателей не та, чтобы цены повышать.

Почему отпускают и что будет дальше?

“Если цены отпускают, значит, это для кого-нибудь нужно?”, — таким вопросом почти по Маяковскому вполне резонно может сегодня заинтересоваться каждый покупатель.
“Это нужно предприятиям торговли и производителям”, — объясняют эксперты. Первым, чтобы не работать, как сегодня, на грани убыточности. “Ведь рентабельность торговли продтоварами  сегодня чаще всего в среднем 1—2 процента, а промтоварами — 5—6”, — объясняет “НГ” замдиректора консалтинговой компании Наталья Рябова. Вторые, то есть производители, заинтересованы, чтобы торговые надбавки регулировались более гибко. Это позволит продавать больше, получать дополнительные деньги на развитие, модернизацию.
В итоге, если продолжать логическую цепочку, государство соберет больше налогов, сможет увеличить социальные расходы. А покупатель, если производители и продавцы начнут конкурировать за него путем снижения цен, сможет сэкономить.
Впрочем, все эти выкладки хороши в теории. На практике же это — уравнение с очень многими переменными, от которых в значительной степени и зависит, станут ли цены для рядовых покупателей более доступными.
Все, казалось бы, просто: давайте создадим свободную конкуренцию, и, как говорится, покупатель “будет в шоколаде”. Но понятно, что конкурентная среда формируется не один год. Можно, конечно, “открыть наш рынок для импорта”, как предлагает руководитель аналитического центра “Стратегия” Леонид Заико. Такой шаг, по его мнению, вначале может привести к росту цен, а потом, когда конкуренция возрастет, — их снижению. Но в нынешней ситуации резкий поток импорта может стать катализатором новых и более значимых проблем в экономике. Это, видимо, понимают и во многих зарубежных странах, где проводят протекционистскую политику, ограничивают доступ на внутренний рынок товаров из-за рубежа.
Поэтому действовать нужно осторожно.
 “Предприятия слишком много тратят денег на сложные процедуры формирования цен и зарплат. И это отражается на себестоимости продукции”, — обозначил еще одно направление действий председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. Если на фирме на одного бухгалтера-ценовика станет меньше, то за счет экономии на его зарплате может немного снизиться и себестоимость продукции этого предприятия.
Очевидно, что многое в Беларуси меняется, мы приближаемся к идеалам либеральной экономики. Важно двигаться дальше. Однако, видимо, для всех будет лучше, если реформы будут проходить как эволюция, а не революция.
Именно этой дорогой и идет Беларусь. Например, предполагается, что из списка социально значимых товаров, торговые надбавки на которые сейчас регулируются государством, исключат еще несколько позиций. “Сокращение перечня и, возможно, какое-то упрощение процедур в сфере формирования цен”, — над этим, по словам директора департамента ценовой политики Министерства экономики Игоря Фомина, уже размышляют специалисты.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter