Движение по кругу

История немецкого полковника, вызвавшего самолеты F–15–E для бомбового удара по бензовозам в афганской провинции Кундуз, вновь вышла на первые полосы газет...

История немецкого полковника, вызвавшего самолеты F–15–E для бомбового удара по бензовозам в афганской провинции Кундуз, вновь вышла на первые полосы газет из–за парламентского расследования. Что и говорить, она трагична для Афганистана, потому что в результате авианалета погибли и были ранены более 140 человек, в основном мирные жители. Трагична для самого полковника, который ошибочно решил, что захваченные талибами в шести километрах от немецкого лагеря бензовозы могут быть использованы для теракта против немцев. В итоге высокоточные бомбы GBU–38 лазерного наведения «разбомбили» карьеру командира гарнизона бундесвера в Кундузе Георга Кляйна — полковнику угрожает уголовное расследование.


Но подобные истории, как ни цинично это звучит, представляют собой обычную афганскую рутину. В конце концов, в Афганистане чуть ли не каждый день бомбят, взрывают и стреляют в местах, где талибы и местные жители — понятия взаимозаменяемые. В афганских горах так живет уже третье поколение, но... Как известно, все войны заканчиваются переговорами. И вот тогда наступает драматический момент — для того чтобы переговоры шли успешно, нужен показательный «козел отпущения».


Сегодня наступил такой момент. Вначале ООН, а потом и Соединенные Штаты вступили в секретные контакты с шурой — это совет руководства «Талибана». Появилась информация, что вопрос о предстоящих контактах с талибами президент США Барак Обама поднял на закрытом совещании, состоявшемся 12 марта в Белом доме. Правда, «Вашингтон пост» сообщила об этом сенсационном факте с оговоркой, что пока власти США не пришли к соглашению по поводу целесообразности налаживания диалога с боевиками. Зато бывший посланник ООН в Афганистане Кай Эйде не только впервые публично признал факт ведения переговоров с лидерами «Талибана», но и подверг резкой критике действия пакистанских властей. Аресты в Пакистане более десяти лидеров движения «Талибан» сорвали секретные переговоры, которые вели с ними представители ООН. Об этом Кай Эйде откровенно сообщил вчера агентству Би–би–си.


Вообще, с этого момента ситуация окончательно запуталась — кто тут враги, кто друзья? Если Пакистан, арестовавший лидеров «Талибана», поступил неправильно, то что тогда делают американские беспилотники, отстреливающие с воздуха тех же лидеров? Если, как проговорился бывший спецпосланник Эйде, секретные переговоры согласованы с лидером талибов муллой Мохаммедом Омаром, то зачем коалиция ловит бен Ладена? И, наконец, если Соединенные Штаты хотят договориться с «Талибаном», то означает ли это, что они согласны ввести в Афганистане законы шариата? Иного сценария и быть не может. В отличие от «неверных» «Талибан», простите за невольный каламбур, свято верит в светлое шариатское будущее. И когда–нибудь обязательно добьется своего, коль после стольких лет борьбы им предлагают переговоры.


Увы, бородатые мужчины, которые молчаливо сидят на корточках, провожая задумчивым взглядом очередную колонну союзников, умеют ждать... Чтобы спустя годы, выпроводив эти колонны из своей страны, предъявить политический счет. И не только политический.


Афганистан вновь хочет потребовать от России компенсации за 10–летнюю оккупацию страны советскими войсками. Официальные лица в Кабуле подтвердили, что такой вопрос поднят группой парламентариев и будет обсуждаться нижней палатой, пишет «Дэйли телеграф».


Афганская независимая комиссия по правам человека уже составляет список военных преступлений, совершенных в стране с момента вторжения советских войск в 1979 году. А ведь нынешняя афганская власть смогла войти в Кабул только лишь потому, что в 2001 году тогдашний президент России Владимир Путин оказал поддержку «Северному альянсу»...


Впрочем, победителей, как известно, не судят. А вот тех, кого победители использовали, очень часто ждет незавидная участь. После того как президент Обама решил увести свои войска из Памира, судьба полковника Кляйна выглядит лишь мелкой разменной монетой в начавшемся политическом торге за место на этой «вершине мира».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter