Эпидбезопасность коллектива и новые модели для выхода на рынок: чем сегодня живет МАЗ

Движение по экспортной дуге

По данным Всемирной торговой организации, в этом году произойдет существенное падение мировой торговли из-за последствий распространения пандемии COVID-2019. Беларусь, как страну с открытой и экспортно ориентированной экономикой, тоже не обошли стороной последствия введенных во многих странах продолжительных карантинных мер. 

Но постепенно ситуация начинает улучшаться. По оценкам Министерства экономики, с июля белорусская экономика начнет восстанавливаться. И здесь не последнюю роль сыграло то, что наша страна не ушла в повальный производственный карантин. В противном случае разогнать экономику было бы значительно труднее. В этом уверены и на Минском автомобильном заводе. Как справляются с негативными последствиями на предприятии и какую стратегию для себя определили автозаводчане, выяснял корреспондент «Р».

Меры профилактики

Чтобы показать и рассказать, как сейчас работает один из лидеров автопрома страны,  нас приглашают посетить предприятие в 15.00. Именно в это время на заводе происходит пересменка и можно понаблюдать за санитарной обработкой помещений. Первое, на что я обратил внимание, подходя к проходной, — самосвал в гигантской маске. Как выяснилось, сшили ее в холдинге «БЕЛАВТОМАЗ» и повесили на грузовик специально, чтобы призвать граждан и работников заботиться о своем здоровье в непростой эпидемиологической ситуации и поблагодарить медиков за их самоотверженный труд в условиях пандемии. А  в швейном цеху завода шьют медицинские маски с высокой степенью защиты и специальные костюмы.

Всего на заводе готовы предложить потребителям более 600 моделей и 3000 модификаций автомобилей.

Сами же работники перемещаются по территории на расстоянии минимум полтора метра друг от друга. Это одна из принятых мер для минимизации риска возникновения и распространения инфекции. Также  ежедневно проводится дезинфицирующая обработка всех объектов, в том числе социальной сферы, распылительными системами. Значительно увеличено количество влажных уборок с применением моющих и дезинфицирующих средств.  

Обращает на себя внимание и большое количество информационных стендов на территории предприятия. На них, по словам заместителя директора по кадрам, социальным вопросам и идеологической работе ОАО «МАЗ» — управляющей компании холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» Алексея Ламекина, для дополнительного информирования сотрудников размещены рекомендации Министерства здравоохранения, содержащие основные профилактические правила, соблюдение которых позволит существенно снизить риск инфицирования респираторными инфекциями, в том числе инфекцией COVID-19.

— Во всех структурных подразделениях, производственных, бытовых и административных помещениях после каждой рабочей смены производится обработка поверхностей дезинфицирующими средствами. Оперативно налажено производство средств индивидуальной защиты для безопасности работников предприятия и холдинга. Для повышения качества питания и поддержания иммунитета каждому работнику выделено дополнительно по 50 рублей, которыми можно воспользоваться в столовых и торговых объектах предприятия.

Во всех структурных подразделениях после каждой рабочей смены производится обработка поверхностей дезинфицирующими средствами.

Мы одними из первых предусмотрели режим самоизоляции для работников, возвращающихся из заграничных командировок, с сохранением средней заработной платы. Также предусмотрен переход на удаленную работу в подразделениях, в которых возможна организация работ без присутствия на рабочих местах. К работе не допускаются работники с признаками респираторной инфекции (насморком, чиханием, кашлем, повышенной температурой).


Коронакризисный экспорт

Промышленным предприятиям страны в условиях жесткой конкуренции с крупными транснациональными компаниями не только сложно выходить на новые рынки, но и удерживать позиции на традиционных — России и Украины. А на фоне сложившейся эпидемиологической обстановки на ключевых рынках сбыта МАЗа  объемы продаж снизились. Закрытие границ привело к сложностям в логистике при обеспечении завода материалами и комплектующими, а также при доставке готовой продукции покупателям. Замедлившаяся, а точнее, фактически парализованная экономическая активность в большинстве стран сказалась на существенном снижении объема грузоперевозок, сворачивании инфраструктурных, строительных проектов, что привело к значительному снижению спроса на автотехнику.

МАЗ не остановил конвейер, не срываются сроки поставки техники, сервисные станции обеспечиваются запасными частями.

К примеру, падение рынка грузовых автомобилей в России в апреле составило более 30 процентов. Объем рынка грузовых автомобилей Украины — также важного экспортного рынка продукции МАЗа — по итогам 4 месяцев этого года сократился на 40,5 процента. Схожие тенденции характерны для всех рынков, в том числе стран дальнего зарубежья, подчеркивает первый заместитель коммерческого директора ОАО «МАЗ» — управляющей компании холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» Борис Мущинский.


— В дальнем и ближнем зарубежье основные рынки сбыта МАЗа — это развивающиеся страны, которые в период кризиса больше всего подвержены оттоку капиталов, сокращению инвестиций и падению курсов национальных валют. Дополнительным негативным фактором является то, что для развивающихся рынков характерна высокая доля зависимости от стоимости углеводородных ресурсов и ископаемого сырья, цены на которые наиболее подвержены падению в периоды экономического спада. В свою очередь, объемы отгрузки готовой продукции завода на наиболее удаленные рынки и сейчас сдерживаются ввиду практически полного отсутствия транспортного сообщения между государствами и принимаемых карантинных мер, затрудняющих возврат персонала, осуществляющего доставку.

Комплексный подход

На МАЗе понимают: в условиях современных вызовов необходимо гибко реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Стабильная работа предприятия обеспечивает занятость, загрузку производства, зарплаты и благополучие десятков тысяч семей.

— Предприятие продолжает системную работу по развитию модельного ряда грузовой и пассажирской техники, которая включает модернизацию серийной и создание новой техники, — отмечает Борис Мущинский. — Сотрудничество с крупнейшими мировыми производителями агрегатов и компонентов позволяет предложить потребителю как бюджетные, так и премиальные варианты коммерческой техники, сохраняя присутствие продукции МАЗа во всех ключевых сегментах рынка. 


Планом опытно-конструкторских работ предусмотрены создание и доработка в этом году 22 моделей коммерческой техники МАЗ. Ведется работа по выводу на рынок ранее созданной продукции: линейки среднетоннажной и полноприводной техники, различных шасси, зерновозных и самосвальных прицепов. 

Развитие модельного ряда осуществляется с учетом общемировых тенденций и предполагает создание продукции, использующей альтернативные виды топлива — сжиженный и сжатый природный газ, электричество. Применение в автотехнике данных типов топлива позволит сохранить конкурентоспособность предприятия в долгосрочной перспективе. Дополнительным импульсом для наращивания объемов реализации автотехники МАЗ станет развитие совместного предприятия во Вьетнаме.


Конкурентные преимущества

В условиях тотального падения спроса основным конкурентным преимуществом предприятия стало то, что оно подтвердило клиентам  свою надежность как поставщика. МАЗ не остановил конвейер, не срываются сроки поставки техники, сервисные станции обеспечиваются запасными частями. Это важный посыл как внутри страны, так и для иностранных партнеров: как показала практика, в форс-мажорных ситуациях надежных партнеров остается не так уж много.

 Заместитель генерального директора ОАО «МАЗ» — управляющей компании холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» Александр Игнатюк подчеркивает: главный тезис, в котором еще более глубоко убедились, — во всем необходимо полагаться только на свои силы.


— Стратегически это означает, что нужно больше внимания уделять своей независимости от внешних условий. Пример с закрытием границ показал: для нормальной работы надо либо держать высокий уровень запасов, либо диверсифицироваться и развивать местные компетенции. Мы и ранее развивались в данном направлении. Построили совместный с китайской корпорацией «Вейчай» завод по производству двигателей, сейчас строим завод по производству коробок передач. Понимаем, что усилия по организации производства автокомпонентов на нашей территории необходимо наращивать. 

Кроме соображений безопасности это выгодно экономически, а также полезно для страны в целом, поскольку создаются рабочие места, применяются современные технологии и происходит импортозамещение продукции, на которую ранее приходилось тратить валютные средства.


Человеческий капитал

МАЗ сегодня — это 11 промышленных предприятий, целая производственная цепочка из десятков предприятий-партнеров по всей стране, за которыми стоят многотысячные коллективы работников со своими семьями. Поэтому стабильная работа головного предприятия тянет за собой занятость, загрузку производства, а следовательно, заработную плату и обеспеченность десятков тысяч семей. 

— В данной непростой эпидемиологической ситуации мы в первую очередь думаем о трудовом коллективе, который необходимо сохранить  здоровым и обеспеченным средствами для поддержания приемлемого уровня жизни, — продолжает Александр Игнатюк. —  Понимаем, что основной актив предприятия, так называемый человеческий капитал, восстановить гораздо сложнее, чем любые производственные показатели.


Поэтому главная стратегия в складывающейся ситуация — это обеспечение стабильной работы предприятия. И конечно же, сохранение трудового коллектива. Ведь самый главный фактор любого предприятия — это люди.

ДОСЬЕ

Среднесписочная численность работников Минского автомобильного завода — 13 360 человек. Фактическая начисленная среднемесячная заработная плата работников общества за апрель 2020 года составила 1305 рублей, а за январь — апрель 2020 года — 1202,1 рубля, или 321,3 процента от среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4 человек по стране. 

Всего на заводе готовы предложить потребителям более 600 моделей и 3000 модификаций автомобилей. По итогам прошлого года выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг составила 1,3 миллиарда рублей. 

НОВОСТЬ  В  ТЕМУ

Рынок грузовиков в Украине в мае немного увеличился в объемах, но все равно остается одним из самых пострадавших сегментов авторынка. По данным AUTO-Consulting, в мае реализовано 229 единиц техники полной массой свыше 3,6 тонны, что на 51,6 процента меньше, чем год назад. 

Однако на фоне общего значительного спада украинского рынка МАЗ смог существенно нарастить продажи своей продукции: в мае он не только занял 1-е место на украинском рынке грузовиков, но и контролировал 27 процентов всех продаж. Второе место досталось Ford, на третьем — MAN.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Виталий ПИВОВАРЧИК