Почему мальчики и девочки попадают под колеса чужих авто?

Движение на поражение

Только на Могилевщине в прошлом году в ДТП пострадали более 450 человек, еще 52 погибли, в том числе ребенок. Счет «пьяных» аварий идет на тысячи

Нетрезвые водители часто пытаются замести следы и скрыться с места происшествия. По вине лихача за секунду меняется жизнь другого человека. Почему мальчики и девочки попадают под колеса чужих авто? Если водитель и хозяин машины — разные люди, освобождает ли это от ответственности?



В ТОТ день 38-летний Валерий Н. из Климовичей выпил с самого утра. Но были планы по «продолжению банкета»: безработный договорился со знакомыми поехать отдох­нуть на криницу за город. Добраться было на чем: купил по случаю ВАЗ. Повидавший виды и даже переживший аварии автомобиль, но почти на ходу.

— Вместе с другом мы поставили на машину аккумулятор, — описывает ситуацию водитель. — Убедился, что на перекрестке никого нет. И дал задний ход до контрольно-пропускного пункта Михалинского спиртзавода. Одновременно следил, чтобы не было других машин, ведь нужно было газануть для разворота.

Все произошло за считаные секунды. Автомобиль стал нарезать круги, и оказавшиеся поблизости ребятня и взрослые бросились врассыпную. А вот семилетний Ваня не успел. Первую помощь школьнику оказал свидетель — сторож спиртзавода. «Услышал рев машины и выглянул в окно. Смотрю: автомобиль задним ходом накручивает «пятаки», — вспоминает свидетель. — Сразу понял, что водитель явно пьян, и стал набирать номер милиции». Однако позвонить не успел: послышался глухой звук, чьи-то крики — и мальчик уже на земле. Голова в крови, велосипед покорежен. Сторож схватил аптечку и помчался к ребенку. При этом успел увидеть: автомобиль объехал дерево по ходу движения, из него выскочил человек и убежал.

Виновник скрылся, как после признался: «Просто испугался». Задержали пьяного лихача в тот же день. На суде Валерий утверждал, мол, сам не понял, как ребенок оказался перед бампером. Следствию пришлось доказать: водитель не мог не видеть детей у края проезжей части территории филиала Климовичского ликеро-водочного завода. При этом решился на маневр на скорости 40 километров в час. Погода обзору не мешала — видимость на дороге была отличной. У фигуранта оставалась возможность хотя бы уменьшить силу удара: заметив на пути ребенка, сбросить скорость. Хотя о какой реакции можно говорить, если водитель накануне выпил?

Нарушитель пытался оправдаться: автомобиль был не совсем в рабочем состоянии, педаль газа заклинило, потому и остановиться не получилось. Судэкспертиза установила: рабочая тормозная система ВАЗа на момент осмотра на самом деле была неисправна. Это могло спровоцировать увеличение тормозного пути при экстренном торможении. У специалистов оказалось много претензий и к ходовой части автомобиля, которая могла уменьшить его устойчивость на закруглении дороги. Тем не менее технически возможность скинуть скорость и даже остановить машину у водителя была.

Но и это еще не все. Как выяснилось, у автомобиля на самом деле другой хозяин. В 2018 году машина числилась за Дмитрием П., потом перешла к другому владельцу. А за пару месяцев до трагедии у проходных ВАЗ приобрел Валерий. Договорами купли-продажи никто из этой тройки заморачиваться не стал, и авто оставалось зарегистрированным на первого обладателя. Техосмотр провести тоже никто не удосужился, поэтому по заключению суда автомобиль сам по себе был источником повышенной опасности. Это значит, что отвечать должен и владелец машины.

ОСТАВАЛСЯ еще один вопрос: то, что водитель сел за руль пьяным, случайность или нет? Ответ на него дала судебная психиатрическая экспертиза: у виновника ДТП синдром зависимости от алкоголя, он состоит на учете у нарколога. Поэтому рекомендовано применить к нему принудительное лечение от алкогольной зависимости.

Медики диагностировали у травмированного ребенка множество серьезных травм, переломы таза, раны и ссадины. В больнице Ваня пробыл не один месяц. Но и потом остался под амбулаторным наблюдением. По состоянию здоровья пришлось перейти на домашнее обучение. Валерий Н. признан виновным по двум статьям. За управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, повлекшее тяжкое телесное повреждение, и заведомое оставление в опасности. Суд приговорил его к 6 годам исправительной колонии в условиях общего режима и штрафу в размере ста базовых величин. А Дмитрий П. как официальный владелец ВАЗа признан гражданским ответчиком. В пользу пострадавшего ребенка и в качестве моральной компенсации ему придется выплатить 15 000 рублей.

КОМПЕТЕНТНО

Евгений ЖИЛИНСКИЙ, начальник отделения по агитации и пропаганде ГАИ УВД Могилевского облисполкома:

— Для повышения безопасности на дорогах ГАИ, помимо постоянной работы, проводит рейды и акции. В феврале, к примеру, в области прошла акция «Безопасными дорогами детства», приуроченная к дополнительным каникулам. Обу­чать ребят правилам поведения на дороге нужно с самого раннего возраста. Но в ответе за их безопасность и взрослые. У водителей при этом особая ответственность.

Садиться за руль в нетрезвом состоянии уже преступно. Пьяный водитель переоценивает силы, теряет способность адекватно принимать решение в экстремальной ситуации. Наезды, столкновения и опрокидывания совершают такие водители независимо от погодных и дорожных условий. От пьяного за рулем можно ожидать чего угодно и когда угодно. При этом они гибнут сами и губят других. Либо делают их инвалидами. Для таких нарушителей предусмотрено очень строгое наказание. В 2019 году сотрудники ГАИ области выявили 2263 факта управления автомобилем в нетрезвом состоянии. Повторно в течение года задержаны 119 нетрезвых водителей.

svet.markova@gmail.com

Коллаж Олега ФЕДОРОВА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter