За что австрийцы любят Беларусь, и какой потенциал у двусторонних экономических отношений

Движение людей и капиталов

Наш собственный корреспондент в Европе Инесса Плескачевская узнала, почему австрийцы любят Беларусь и белорусов, и выяснила, какой есть потенциал у двусторонних экономических отношений.

Вена  — прекрасный город.  Один из центров мирового туризма.

За что австрийцы любят белорусов


Профессор Петер Брахмайер основал общество дружбы «Австрия-Беларусь» 13 лет назад, после того как вернулся из первой поездки в нашу страну, где был наблюдателем на выборах от ОБСЕ. Так, говорит, понравилась страна и люди, что решил: дружбе — быть! Сегодня в обществе 60 очень разных людей, объединенных любовью к нашей стране. «Мы сторонники Беларуси», — говорит Бахмайер.

У Вальтрауд Бартон, создавшей организацию IM-MER, основная цель которой — увековечение памяти австрийских жертв Холокоста, убитых в лагере Малый Тростенец, отношение к Беларуси очень личное. Здесь у нее погибли родные, а ее «мемориальные поездки» в Минск собирают людей со всего мира — здесь и австрийцы, и жители Австралии, Чили, Аргентины. Их объединяют общая боль и… благодарность белорусам. Они приезжают в Малый Тростенец и Благовщину и крепят к деревьям таблички с именами дорогих им людей. У Вальтрауд дрожит голос, когда она рассказывает о том, как белорусы, которых они встречали в лесу, относились к их миссии: «Не волнуйтесь, мы о ваших табличках позаботимся». В конце беседы она сказала: «Напишите, пожалуйста, вот что. Если бы я сделала то же самое — установила таблички с именами жертв — в венском парке, на следующий же день их выкинули бы. Австрийцы. Сделать такое в Вене невозможно. И я вам так благодарна, каждому в Минске и Малом Тростенце, за то, что вы смотрите за нашими табличками».



Мемориал «Массив имен», который установлен на месте лагеря в Малом Тростенце, создал австрийский архитектор, скульптор и дизайнер Даниэль Занвальд. Пока работал над памятником, побывал в Минске раз десять. Но больше настоящей зимы, оправдавшей все его стереотипы («в нескольких слоях одежды я замерзал до смерти»), Даниэля поразили наши художники: «Было очень интересно работать с мастерами на комбинате скульптуры, особенно с Константином Костюченко. Он мне многое показал, мы были в мастерских его друзей, и они все — мастера в своей профессии. Это фантастика. Они создают шедевры, которые вы здесь не увидите. Здесь только один или два человека могут делать нечто подобное. Это было замечательно».

Так что у белорусско-австрийских отношений самый лучший из возможных фундаментов — человеческие отношения. А ведь это я еще не встретилась с замечательной Марией Хетцер, которая в 1994 году по собственной инициативе (вы заметили, какую роль играет личная инициатива?) начала гуманитарный проект «Отдых для детей из Беларуси». Знаете, почему мы не встретились в Вене? Потому что Мария Хетцер снова была в Беларуси. Каждый год она привозит в Австрию 200 юных белорусов — и вот они, как и принимающие их австрийцы, становятся самой главной основой хороших отношений между нашими странами.

А о том, как человеческие отношения превращаются в экономические показатели, я поговорила с региональным менеджером по Юго-Восточной и Восточной Европе и Центральной Азии Федеральной палаты экономики Австрии Грегором Постлем.

Австрийский бизнес: мы здесь надолго


Грегор Постль.

«То, что ваш Президент выбрал для визита Австрию, — очень хороший знак, это сфокусирует внимание на Беларуси, — говорит Грегор Постль. — Двусторонние отношения у нас очень хорошие. Австрия — очень важный инвестиционный партнер для Беларуси, особенно в банковской, телекоммуникационной сферах, в деревообработке. И мы ожидаем дальнейших инвестиций от австрийских компаний в Беларусь, у некоторых есть вполне конкретные планы, а это свидетельствует: Австрия и австрийские компании высоко ценят белорусский рынок. В первые семь месяцев этого года товарооборот увеличился почти на 13% — многообещающе. Да, сейчас Беларусь не так много экспортирует в Австрию, но если посмотреть на динамику 2017 и 2018 годов, то мы видим рост экспорта белорусской продукции на 30%. Значит, есть потенциал. Поэтому мы ждем визита вашего Президента: он будет способствовать росту отношений между нашими странами».

С Грегором Постлем мы разговариваем в офисе Федеральной палаты экономики Австрии. Основанная в далеком 1848 году организация координирует деятельность австрийского делового сообщества. Членство в ней является обязательным для каждого субъекта хозяйствования, за исключением аграриев и представителей «свободных профессий». Сегодня в нее входят более 517 тысяч предприятий — от торговли и ремесел до финансов и страхования. Правительственные органы обязаны консультироваться с палатой по всем законодательным проектам и важным изменениям в регулировании экономики. С 1946 года специальный департамент занимается интернационализацией австрийской экономики. Палата представлена более чем в 70 странах мира, в том числе и в Беларуси. Поэтому Постль — очень подходящий человек для разговора о двустороннем сотрудничестве, к нему стекается вся информация, он «держит руку на пульсе». Уцепившись за слово «многообещающе», спрашиваю, какие, на его взгляд, области сотрудничества выглядят самыми перспективными.
Австрийские компании уже знают, что Беларусь — хороший рынок, и инвесторы верят в долгосрочную выгоду для обеих сторон.
— С моей точки зрения, это деревообработка, у нас очень хороший пример сотрудничества с компанией «Кроноспан», — отвечает Постль. — Мы также видим потенциал в IT-секторе, ведь вы можете продавать нам не только продукцию, но и услуги. Беларусь хорошо известна своими программистами. У нас в Австрии таких квалифицированных работников в IT не хватает, и наши компании ищут, куда отправить создание программного обеспечения на аутсорсинг. Беларусь находится недалеко от Австрии, у нас схожий менталитет, поэтому, я думаю, эти услуги будут куда более востребованными в будущем. У вас есть вся инфраструктура для того, чтобы к вам пришли австрийские компании. (Как уточнили в нашем посольстве в Вене, на сегодня в минском Парке высоких технологий представлены шесть компаний из Австрии. — И.П.) Также я вижу потенциал в туризме. Мы знаем, что много белорусов приезжают в Австрию зимой, надеемся, что они будут приезжать и летом. С другой стороны, сейчас, если австрийцы захотят приехать в Беларусь, им не нужна виза, и это реально помогает не только бизнесменам, но и будет привлекать больше людей в вашу страну.

Фото: БЕЛТА

Сейчас я цепляюсь за другие слова — неожиданные — о «схожести менталитета». Казалось бы, ну какое сходство может быть у белорусов и австрийцев? Но, утверждает Грегор Постль, оно есть. Отвечая на вопрос о том, чем отличаются австрийские компании от компаний соседних европейских стран, например, немецких (язык-то один), заходит из истории:

— Мы не приходим и не говорим: мы — большие инвесторы с деньгами, и мы все знаем. Нет, нам нужен местный партнер, мы знаем, что можем добиться успеха только если найдем его и будем поддерживать. Мы стремимся к долгосрочным отношениям. Может быть, именно это отличает австрийские компании. С другой стороны, если мы посмотрим на историю, часть Восточной Европы входила в состав Австро-Венгерской монархии. Типичный австриец, особенно из восточной части — это смесь разных культур и регионов. Если вы спросите кого-то из восточных австрийцев, они скажут: мой дедушка из Чехии или Хорватии, или Сербии, моя бабушка из Словакии или Венгрии. В нас есть немного славянской крови, мы больше понимаем славянский менталитет, и это очень помогает. Немцам это труднее, еще сложнее романским странам — Франции, Италии.

— А ведь и действительно: Австро-Венгрия была второй самой большой славянской страной в мире. Но я никогда не думала, что это может влиять на успех в бизнесе.

— Это помогает. Австро-Венгерская монархия была одной из предварительных моделей ЕС, потому что это была Австрия, Венгрия, Чехия, Словакия, Хорватия, Словения… Мы в Шенгенской зоне, снова можем свободно передвигаться в этих странах, которые когда-то были Австро-Венгрией. Я австриец, но, с другой стороны, я гражданин Европы, я венец, но для меня это фантастика, что я смог работать в нескольких европейских странах без всяких ограничений. У меня не было случая поработать в Беларуси, но когда я работал торговым советником в Украине и бывал в западных областях, которые когда-то были частью Австро-Венгерской империи, это было как приехать домой. В нашей крови есть славянские точки, это помогает легче двигаться в восточно-европейские страны.

Деревообработка — очень хороший пример сотрудничества с компанией «Кроноспан».
фото mogilev.online.

А ведь Грегор Постль прав, и история Австрии — с одной стороны, совсем молодой (всего 101 год) страны, а с другой, древней монархии — многое объясняет. Если сравнивать австрийских бизнесменов с бизнесменами, например, немецкими, разница, несмотря на один язык, очевидна: тут дело и в крупности предприятий и суммах вложений, и в подходах тоже. Хотя крупных компаний и в Австрии немало, и многие с Беларусью успешно сотрудничают. Это выясняется, когда я задаю вопрос о моделях взаимодействия:

— Есть ли такие примеры сотрудничества между Австрией и Беларусью, которые вы назвали бы образцовыми?

— Есть немало хороших примеров, я скажу лишь о некоторых. Самый заметный — Райффайзен банк, который инвестировал в один из основных банков в Беларуси. Есть австрийская телекоммуникационная компания А1, которая обеспечивает хорошие телекоммуникационные услуги в вашей стране. Можно также назвать и «Кроноспан». Но вот что я хочу подчеркнуть: когда австрийские компании инвестируют в вашу страну, они делают это на долговременной основе. Конечно, бизнесмены хотят заработать, но мы у вас не для получения быстрой прибыли, мы ищем долговременного сотрудничества. И для того, чтобы иметь такие отношения, мы останемся на рынке, даже если его штормит, даже если идет замедление экономики, как это было несколько лет назад. Но австрийские компании на белорусском рынке остались. И это было высоко оценено. Мы не убегаем, мы рассматриваем это как вызов. Австрийские компании уже знают, что Беларусь — хороший рынок, и инвесторы верят в долгосрочную выгоду для обеих сторон. В основе австрийской экономики — множество малых и средних предприятий, они не говорят: мы пойдем туда, а потом уйдем. Им нужны надежные бизнес-партнеры, и Беларусь предлагает стабильность, которая очень ценится.

О том, что Беларусь — партнер надежный и сотрудничество с ней долговременное, говорили мне и в австрийской компании «Капш», которая устанавливала у нас систему взимания сборов за проезд по платным дорогам BelToll. Компания с историей: основана в 1892 году как семейная мастерская для телеграфной компании Морзе. Сегодня ею руководит представитель уже четвертого поколения семьи Георг Капш, и, как меня заверили, «пятое поколение успешно готовится принять бизнес». С 1990-х «Капш» занимается внедрением электронных систем взимания оплаты за проезд и с тех пор осуществила подобные проекты почти в 50 странах. В подразделении «Капша», которое занимается исследованиями и разработками, трудятся 860 инженеров. Годом ранее их было на 100 меньше, так что динамика очевидна. Когда я спросила, какие у компании впечатления от работы в Беларуси, мне ответили: «Очень позитивные. Любые темы обсуждались в ясной, профессиональной и ориентированной на решение манере, что привело к взаимоприемлемым решениям».

Австрийская компания «Капш» внедряла современную и удобную систему BellToll на наших дорогах.
ФОТО: БЕЛТА

До сих пор мы говорили о том, что мы получаем из Австрии, а что Австрия покупает в Беларуси? Отвечает Грегор Постль:

— Быть может, к сожалению, сейчас покупается больше металлургической продукции, но при этом все больше инвесторов приходят в вашу страну, и, я уверен, Беларусь будет более и более конкурентоспособна. Менталитет, квалификация сотрудников, хорошее образование, готовность много работать, иногда сверхурочно, очень важны для нас. Я думаю, что в будущем мы будем покупать у вас больше и больше. Я уже говорил, что с 2017 по 2018 год произошло увеличение закупок белорусских товаров Австрией на 30%. Одно это показывает, что мы хотим покупать белорусские товары, доверяем их качеству, и в будущем точно будем больше импортировать из вашей страны.


— А какие у вас есть отзывы от компаний, работающих в Беларуси? Ведь у нас работают 42 предприятия с австрийским капиталом, что они говорят?

— В связи с облегчением визового режима сейчас гораздо проще сесть в самолет, полететь в Минск и встретиться с деловыми партнерами. Потому что личный контакт очень важен, недостаточно только разговаривать по телефону или отправлять письма, личный контакт важен для того, чтобы партнерские отношения сохранялись живыми. Это позитивно. Также регулярно проходит австрийско-белорусский деловой совет, где мы обсуждаем не только новые возможности, но и проблемы, которые все еще существуют. Если белорусская компания хочет что-то продавать в Австрии, у нее должен быть сертификат соответствия ЕС. Конечно, это может быть сложно для белорусских компаний, потому что они не привыкли к этим стандартам, они нередко более строгие или отличаются от тех, которые есть в Беларуси. Но это тот шаг, который нужно сделать, чтобы больше экспортировать. Но то же самое относится и к Австрии. Если мы хотим что-то продавать в Беларусь, существуют юридические, таможенные правила. В каждой стране есть правила, бюрократия, но обе стороны хотят двигаться быстрее.

О необходимости соответствовать требованиям страны, в которую поставляешь товары, говорили и в компании «Капш», когда я спросила, какой совет они дали бы австрийским компаниям, которые собираются выходить на белорусский рынок. «Можем дать только один и очень простой совет, который на самом деле работает в любой стране: проведите надлежащую подготовку, чтобы четко понимать местные требования, процедуры и правила, и соблюдайте их в своей повседневной работе».


Возвращаясь к поводу нашей встречи в Федеральной палате экономики, спрашиваю у Грегора Постля:

— Вы упоминали, что визит Президента Беларуси Александра Лукашенко продвинет двусторонние отношения. Каким образом?

— Я думаю, этот визит сфокусирует внимание на Беларуси, привлечет много австрийских фирм, сюда приезжает большая делегация белорусских компаний, и у них будет возможность сделать первые контакты в Вене. И я уверен, что эти контакты будут продолжены, двусторонние отношения будут развиваться, что в конце концов приведет к увеличению торгового оборота между нашими двумя странами.

plesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter