Движение без права на остановку

Вчера Президент заслушал отчет Премьер–министра о решении наиболее острых проблем социально–экономического развития страны
Вчера Президент заслушал отчет Премьер–министра о решении наиболее острых проблем социально–экономического развития страны

О новом формате мероприятия говорит уже само его название. Раньше итоговые доклады Правительства о годовой работе проходили, так сказать, фундаментально. Солидное выступление зачитывал Премьер–министр, затем по отдельным направлениям работы отчитывались его заместители, при необходимости заслушивались отраслевые министры. Но вчера Президент построил разговор иначе. Тон задали короткие, минут по десять, речи помощника Президента Сергея Ткачева, Председателя Комитета госконтроля Анатолия Тозика, Председателя Правления Нацбанка Петра Прокоповича и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Виктора Каменкова.

Не умаляя заслуг Правительства в успехах работы экономики в минувшем году, Александр Лукашенко потребовал от выступающих сосредоточиться исключительно на оставшихся проблемах. Премьер–министру же надлежало изложить свое видение их решения. Формула разговора, признаться, весьма объективная. О позитиве уже сказано немало. Достижения известны всем. Но, как образно заметил Президент, необходимо выяснить, видит ли экономический штаб за этим лесом хорошего кусты недоработок.

Александр Лукашенко обозначил несколько настораживающих моментов. Президент потребовал объяснений, почему по итогам 2005 года из 16 важнейших параметров прогноза социально-экономического развития страны три не выполнены. По его мнению, недостаточно эффективно идет и оздоровление убыточных предприятий. На фоне роста доходов населения невнятно анализируется рост потребительских цен. Если общий показатель инфляции 8 процентов как будто и неплохой, то оценка конкретных позиций товаров и услуг повседневного спроса показывает увеличение их стоимости гораздо более высокими темпами. Не просматривается пока и конкретика действий Правительства по отношению к малым и средним предприятиям. А ведь после практически полной загрузки мощностей крупнейших производств именно на небольших заводах и фабриках сосредоточен основной ресурс дальнейшего роста экономики. Кроме того, Президент обратил особое внимание на то, что Правительство зачастую медлит в эффективном использовании солидных возможностей. В качестве примера он привел слабость работы в развитие итогов недавнего визита в Китай. В Пекине была достигнута принципиальная договоренность с китайским руководством о готовности инвестирования в нашу экономику. Однако до сих пор восточному партнеру не предложено конкретных проектов для совместной реализации.

Все эти опасения нашли подтверждение и в экспертных оценках выступающих. Сергей Ткачев, например, говорил о тенденции заметной дифференциации доходов и уровня цен по регионам. Подчас отличия оказываются весьма существенными. Анатолий Тозик подробно остановился на анализе работы по оздоровлению убыточных предприятий. По его словам, в ряде случаев она проведена формально, путем переоценки имущества.

Ничего незаконного здесь нет, но и реальной прибыли у предприятий тоже не появилось. Тему продолжил Виктор Каменков, отметив, что есть убыточные предприятия, а есть неплатежеспособные, которые фактически стоят в двух шагах от банкротства, и их тоже немало. Кстати, в качестве одного из вариантов решения этой проблемы Анатолий Тозик предложил смелее привлекать на средние и малые предприятия частный капитал. Флагманы принадлежат государству, чем обеспечивается экономическая безопасность. Система контроля работает вполне эффективно, дабы обеспечить прозрачность деятельности частных инвесторов. А Петр Прокопович высказался в пользу более активного привлечения иностранного капитала в банковскую систему, также отметив, что четверка крупнейших банков, контролируемых государством, способна обеспечить стабильность в денежной сфере. А дополнительные вливания ресурсов чрезвычайно необходимы для финансирования экономики. Правда, по поводу стоимости кредитов в адрес банкиров тоже были высказаны претензии. Зачастую банки, формально выполняя норматив максимально допустимого превышения процента кредита над уровнем ставки рефинансирования, но взимая плату за обслуживание, оформление документов и прочее, значительно повышают реальную цену заемных средств.

Судя по выступлению Сергея Сидорского и его заместителей, многие из названных на совещании проблем Правительству известны. Для решения некоторых даже разработаны или разрабатываются конкретные программы. Но здесь Президент был категоричен, подчеркнув, что сегодня необходимо не понимание сложностей, не объяснение объективности их наличия, а конкретная работа и результат. В конечном итоге за теми же малыми предприятиями, каждое из которых в отдельности не определяет общего итога работы экономики, стоят люди. И, создавая для них приличные условия труда и жизни, государство сможет решать задачи общего прогресса. Поэтому Александр Лукашенко потребовал от Правительства более пристального внимания к конкретным регионам и предприятиям. Еще дальше отойти от кабинетного стиля работы и от оценок макроуровня. Тщательно проанализировать исполнение всех поручений, особенно тех, которые давались во время поездок Президента по регионам, посещения предприятий, встреч с их трудовыми коллективами. А материалы этой работы, как и прошедшего вчера совещания, должны стать поводом для серьезных выводов накануне третьего Всебелорусского народного собрания.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter