Источник: Знамя юности
Знамя юности

Каковы перспективы развития электротранспорта в Беларуси и появится ли у нас электрокар собственного производства – разбираемся с экспертом

Движемся на зеленый

Комфорт, экологичность и инновации – все эти качества воплощает в себе электромобиль. Оценив перспективность подзаряжаемого от розетки авто, государство оказывает всестороннюю поддержку развитию рынка электрокаров. Так, в апреле этого года принята комплексная программа развития электротранспорта на 2021–2025 годы. Удастся ли благодаря ей поставить весь наземный городской пассажирский транспорт на «экологические рельсы» и не пора ли автомобилистам менять октановые числа на заряженные частицы, выяснили у заместителя начальника научно-технического управления Министерства промышленности Сергея Кабишова.

Рисунок Анатолия Щеголева

Почему это так важно

– Я ярый сторонник электромобилей. Это – будущее. Хорошо, что в мире выработался этот тренд, я это давно уже почувствовал. Образцы (белорусского электротранспорта. – Прим. ред.) есть. Я недавно был на полигоне, видел их. Это не только легковой транспорт, но и как грузовички. Мы научились их делать. Нам надо сейчас их сделать красивыми и доступными по цене.

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко (из выступления на встрече с работниками завода «Атлант» и бойцами студенческих отрядов – участниками проекта «Атлант-2020» 10 июля 2020 года)

Главный аргумент в пользу перехода на электротранспорт – более широкое внедрение чистых и экологически безопасных технологий. Среди прочих достоинств авто на зеленых номерах – энергоэффективность и более высокая производительность по сравнению с транспортом, использующим двигатели внутреннего сгорания (далее – ДВС), сокращение выбросов парниковых газов и вредных веществ, снижение уровня загрязнения воздуха, оздоровление городской среды, перечисляет Сергей Кабишов:


– В лучшую сторону меняется и атмосфера в салоне пассажирского транспорта, ведь не секрет, что часть выхлопных газов попадает внутрь старых автобусов. У электробуса это исключено. Еще одно его достоинство – плавность хода, нет вибрации, потому что нет двигателя внутреннего сгорания.

Сегодня по белорусским дорогам колесят свыше 1600 электромобилей. Пока это совсем немного: удельный вес от общего числа зарегистрированных в Беларуси легковых автомобилей (3,1 миллиона) – всего лишь 0,05 процента. Рынок электромобилей в нашей стране пока находится в стадии формирования, а спрос на персональный электро­тра­н­с­порт удовлетворяется за счет импорта. Развитие этого направления сдерживают достаточно высокая цена на те модели, которые присутствуют на рынке, и отсутствие собственного производства, уверен Сергей Кабишов:

– В этом году ведутся переговоры с китайскими партнерами о поставке в Беларусь первой партии электрокаров Geely Geometria С в количестве 1000 штук. Планируемый к поставке автомобиль имеет высокие технические характеристики: пробег на одной зарядке до 550 километров, систему активной безопасности. Машины полностью произведены и собраны в Китае. Первая партия – пробная. По результатам ее реализации будет принято решение о целесообразности подготовки и организации производства электромобилей на заводе БЕЛДЖИ на основе окупаемости затрат.

В дальнейшем специалист прогнозирует рост интереса к электротранспорту. На это направлены уже принятые стимулирующие меры – развитие инфраструктуры (сети электрозарядных станций) и указ Президента о льготировании для юридических лиц, которые ввозят на территорию страны электротранспорт, зарядные станции и не производимые в Беларуси компоненты для электротранспорта (они освобождены от уплаты таможенных пошлин и НДС).

Что уже сделано

Основные игроки в развитии пассажирского электротранспорта в Беларуси – МАЗ и предприятие «Белкоммунмаш». Они работают в тесном контакте с Объединенным институтом машиностроения Национальной академии наук. Благодаря их совместным усилиям наш городской пассажирский транспорт постепенно переходит на электротягу: кроме электробусов появились еще и троллейбусы с автономным ходом. 

МАЗ и «Белкоммунмаш» активно работают над созданием электрогрузовиков грузоподъемностью до четырех и десяти тонн соответственно. Причем «Белкоммунмаш» планирует адаптировать свой образец под беспилотное управление. Кроме того, МАЗ реализует проект по созданию электромусоровоза. Перспективы у новинки весьма неплохие, не сомневается Сергей Кабишов:

– Мусоровозы эксплуатируются в рваном режиме: делают около ста остановок за один рейс. На 100 километров расходуется 95 литров топлива. Замена на электропривод позволит существенно сэкономить финансовые средства, ведь использовать электроэнергию гораздо дешевле, и благоприятно скажется на экологии города.

БЕЛАЗ реализует проект по созданию карьерного самосвала на электротяге. Разработка довольно амбициозная: будущий многотонник предстоит укомплектовать довольно мощным аккумулятором, способным выдержать большие нагрузки. Только представьте, с каким весом ему предстоит справиться: к весу самосвала приплюсуйте еще 90 тонн груза – вес получится весьма солидный.

Еще один важный шаг в сторону развития индустрии – создание инновационно-промышленного кластера «Электротранспорт». Это объединение организаций, заинтересованных в совместной реализации общего проекта. Преимущества такого сотрудничества очевидны: упрощается процесс взаимодействия и обмена информацией, происходит эффективное использование интеллектуальных и финансовых ресурсов.

Что еще предстоит сделать

Общемировая тенденция такова: стоимость аккумуляторов (это один из самых дорогостоящих элементов авто) для электромобилей будет постепенно снижаться благодаря активным исследованиям в этом направлении, которыми занимаются ведущие автоконцерны, производящие транспортные средства. Свои разработки – графеново-свинцовые аккумуляторы – имеются и у белорусских ученых. Но и это еще не все. Задача белорусской науки и производства – не просто организация отверточной сборки, а локализация производства, обращает внимание Сергей Кабишов:

– Речь идет о производстве всего спектра наиболее важных узлов и деталей, которые нужны для изготовления автомобиля: тяговых двигателей, систем управления (инверторов). Отдельные модели уже имеются. 

А КАК У НИХ?

По данным Международного энергетического агентства, доля электромобилей (включая гибриды) в общем количестве регистраций автотранспорта в 2019 году в Германии, Франции, Великобритании составила около 2,8 процента (108 630, 61 350 и 75 140 единиц соответственно), Швеции – 11,4 процента (40 700 единиц), Нидерландах – 15,1 процента (67 520 единиц). Лидер по доле регистраций электромобилей – Норвегия (55,9 процента, или 79 640 единиц); ее правительством поставлена задача полного отказа от использования автомобилей с ДВС к 2025 году. В развитых странах на долю электротранспорта (электромобили, трамваи, троллейбусы, метрополитен, электропоезда) приходится половина перевозок пассажиров.

derzhanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter