Пассажирооборот устремился в рост. Почему?

Движ ускоряется

Аристотелевское изречение «Движение — это жизнь!» подтверждается в нашей стране самой реальностью. Белорусы явно стали мобильнее, о чем говорят и очереди в кассах, и сухая статистика. В первом полугодии пассажирооборот, назовем его популярным среди молодежи словом «движ», в стране вырос на 0,7% по сравнению с уровнем годом ранее. Цифра на первый взгляд небольшая, но более глубокий анализ позволяет выявить интересные тенденции.


Взгляните на инфографику. Сразу на четверть взлетел за год воздушный пассажирооборот. При этом в Национальном аэропорту «Минск» поток клиентов в январе — июне 2017 года увеличился еще больше — на 26,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Только за июнь наша главная воздушная гавань обслужила более 425 тыс. путешественников, с начала же года их число превысило 1,79 млн человек. Сколько копий было в свое время сломано вокруг нашего 5–дневного «безвиза»! А мультиэффект от него продолжает расти. Не исключено также, что ему способствовала и высокая точность авиакомпании «Белавиа» и Национального аэропорта «Минск». Напомним, британская исследовательская компания OAG, определявшая самые пунктуальные авиакомпании и аэропорты мира за период с октября 2016 по март 2017 года, присвоила нашим перевозчику и аэропорту 4 и 5 звезд соответственно. По ее подсчетам, первая выполнила в срок 88,8% рейсов, а второй — 90,6%.

Поразительно другое. На втором месте по росту пассажирооборота оказались наши речники. На фоне повсеместного обмеления рек и оставляющей желать лучшего пассажирской инфраструктуры это поистине рекорд. Способствовали которому не только открытие новых туристических маршрутов по нашим рекам и каналам, но и все тот же пресловутый «безвиз». Ситуацию иллюстрирует начальник управления спорта и туризма Гродненского облисполкома Олег Андрейчик:

— Туристами активно используются уникальные пункты пропуска в районе Августовского канала. Более тысячи туристов пересекли белорусско–польскую границу в пункте пропуска «Лесная–Рудавка». Востребованным оказался и трансграничный маршрут по Неману: белорусско–литовскую границу в речном пункте пропуска «Привалка–Швендубре» пересекли около 400 туристов на байдарках, яхтах, других маломерных судах. Причем более половины из этих туристов — иностранцы, посещавшие страну по безвизовому режиму. Как следствие, за первые пять месяцев 2017 года экспорт туристических услуг в регионе возрос в 1,5 раза и превысил 4 млн долларов.

Итак, авиационный и речной пассажирский рост вполне можно объяснить туристической и транзитной составляющими. А вот рост автобусного пассажирооборота и некоторое отставание железнодорожного выглядит на первый взгляд парадоксальным. Особенно на фоне дешевизны внутриреспубликанских железнодорожных билетов. Эксперт по дорожному движению, председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник объясняет этот парадокс грамотным управлением транспортным спросом со стороны государства:

— Идет соревнование между общественным транспортом и личным легковым. У каждого из них свои преимущества. Но город предпринимает немало мероприятий для сдерживания автомобилизации. Платные парковки, преимущества для общественного транспорта — все это способствует постепенному пересаживанию горожан на автобусы. Отсюда один из факторов роста популярности автобусных перевозок.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter