Двигатели торговли

Почему Тарзан делает покупки только по ночам?
Почему Тарзан делает покупки только по ночам?

...Однажды я уже чуть не стала мороженщицей. Предложили работу в обычном гастрономе. Правда, продавать эскимо и пломбир не довелось: пока бегала по врачам за справками, вакантное место заняли. Мой звездный час настал спустя 5 лет. Я стала продавцом столичного универсама, работающего круглые сутки.

...На магазинных часах 20.45. Начало ночной смены. Час пик. Покупатели с оранжевыми корзинками закупают провиант. «Иди пока освойся», — наставляют новые коллеги, и я в красном переднике и кокошнике выхожу в торговый зал.

— Девушка, вы хлеб режете? — внезапно, как джинн из бутылки, появляется передо мной усатый дяденька.

— Где у вас съедобные торты? — тут же нервно вопрошает мамаша с двумя плачущими малышами.

Не успеваю и рта раскрыть, как на меня обрушиваются новые вопросы: о наличии стабилизатора E–247 в шоколадных конфетах и спирта в «Джин–тонике», процентного содержания мяса в пельменях и бифидобактерий в кисломолочном напитке «Биоритм». Такое чувство, что держишь ответ перед строгой экзаменационной комиссией, но конспекта в глаза не видела. Мой речевой столбняк потихоньку начинает раздражать покупателей.

— Вы здесь работаете или по подиуму ходите? Безобразие! Буду жаловаться вашему начальству.

Моя торговая карьера имела все шансы завершиться записью в «жалобной книге». К счастью, на помощь подоспели коллеги.

— В любой ситуации наше главное правило: не идти на конфликт, — учила меня комплектовщик товара Наталья Статкевич. — Нужно быть хорошим психологом, постараться угодить покупателю. И не забывать улыбаться.

Легко сказать! Вот вы когда–нибудь пробовали в течение нескольких минут улыбаться всем подряд? А думаете, все покупатели адекватно реагируют на такую доброжелательность? Как бы не так. У меня один поинтересовался: «Чё лыбишься, дура?»

Вообще–то продавцы делят клиентов на две категории. Первая — это те, которые изначально знают, что хотят приобрести. Они делают покупки очень быстро и, как правило, всегда вежливы. Другие же часами ходят по универсаму в поисках никому не известного сорта сыра, икры «заморской» (кабачковой) и тульских пряников сердечком. Такие люди непредсказуемы: могут нагрубить, накричать. Встречаются и более экзотичные типы. У постоянного покупателя по прозвищу Библиотекарь на шоппинг уходит больше трех часов. Он скрупулезно изучает ассортимент, рассматривает этикетки и просто взахлеб читает раздел «Способ приготовления». В итоге в его корзинке оказываются, как правило, буханка хлеба и пакет молока...

Поначалу новая работа напоминала мне интеллектуальную игру с тремя неизвестными: что имеется в продаже? где лежит? когда изготовлено? Затем она превратилась в марафон с изнурительными тренировками, как в фитнес–клубе. За каждым работником закреплены торговые линии, на которых он выставляет и маркирует товар. Мне достались прохладительные напитки и отдел «Хозяюшка». Маркировать зубную пасту, наклеивая при помощи специального приспособления на каждую упаковку этикетку–ценник, очень просто. На 12–й коробке мои движения стали механическими. Но, чтобы выставить пяти– и шестилитровые емкости с минералкой на полки, без хорошей физической подготовки не обойтись. После двух часов работы у меня ныла поясница и подкашивались ноги.

В ночную смену работает всего 10 продавцов. Тех, у кого маленькие дети, такой график работы вполне устраивает. Если желающих трудиться в ночь нет, то назначают по очереди или в приказном порядке. За ночные смены доплачивают около 100 тысяч в месяц.

— Мы тебя и не нагружали сильно, — успокаивали меня продавцы. — А попробуй еще пару поддонов пива перевернуть, чтобы найти нужный. Ночью мы тут и за грузчиков, и за носильщиков. Домой приходишь — ни рук, ни ног не чувствуешь.

Особенности шоппинга под луной

Психологи утверждают, что ночные покупатели не так пристально смотрят на цены. В любом случае днем мы оцениваем свой кошелек более реалистично. Впрочем, когда ходить по магазинам: при свете солнца или под луной — личное дело каждого. К примеру, Сергей Глушко, он же Тарзан и муж Наташи Королевой, делает покупки исключительно ночью. Почему? В это время суток меньше вероятности столкнуться с ордой весьма надоевших поклонниц. Наши звезды вниманием не избалованы, поэтому были замечены в магазинах днем. К примеру, я не раз стояла в очереди в кассу в одном из столичных гастрономов вместе с Ядвигой Поплавской и покупала одинаковое печенье с Ириной Дорофеевой.

— Летом я хожу ночью в гастроном за соком и мороженым в домашнем халате и тапочках. На улице теплынь и спать совсем не хочется! Сейчас сижу дома голодная, потому что не лето, — пишет участница одного из форумов, посвященных теме «Нужны ли городу ночные магазины?».

Кстати домашними тапочками и бигуди в «ночнике» уже никого не удивишь. К невестам в свадебных платьях, которые занимаются шоппингом в первую брачную ночь, тоже привыкли. На молодежь, катающуюся в продуктовых тележках, не обращают внимания до прихода милиции. Но о любителях рыбалки, которые в начале июня пришли в универсам в телогрейках, меховых шапках и буром для проделывания лунок во льду, вспоминают с трепетом до сих пор.

За время моей вахты в магазине сделала вывод, что основной контингент ночных покупателей — молодежь. По словам продавцов, «расслабляться» молодые люди начинают уже с четверга. Пятница и суббота — самые торговые дни. Что покупают ночью? Чипсы, крабовые палочки, кириешки, если большая компания, то кусок колбасы. Стандартный продуктовый набор. В гораздо большей пропорции, чем закуска, закупаются пиво и водка. В конце смены мы подсчитали: за ночь было продано 500 бутылок водки, что, кстати, составляет только 18 процентов от всей выручки.

С 10 вечера до 9 утра Мингорисполкомом запрещено продавать дешевые вина. Ближе к окончанию «комендантского» часа около винно–водочного отдела выстраивается огромная очередь, из которой доносится: «Пустите меня первым, на работу опаздываю!»

Что только не требуют покупатели ночью:

— Девушка, мне нужны презервативы большого размера.

— Пожалуйста, в продаже имеются «XL».

— Нет. Они мне не подходят. Дайте мой размер!

Другой клиент лет пятидесяти долго и внимательно рассматривал разноцветные коробочки со средствами предохранения. Наконец, тщательно изучив инструкцию, спросил продавца: «Так я не понял, у вас презервативы многоразовые?» Некоторые путают магазин, извините, с борделем — закупив продукты и спиртное, требуют «в довесок» еще и девочек.

В поисках «мафии»

— Смотри! Вон компания хихикающих мальчишек, — указывает на подростков, разглядывающих мясные деликатесы, комплектовщик товара Татьяна Ефимова. — Не успеешь глазом моргнуть, как что–нибудь свистнут. Надо взять их на контроль.

С 11 вечера до двух ночи в магазине проходит специальная операция, которую некоторые продавцы окрестили «Мафия». Прохаживаясь между стеллажами, они выслеживают потенциальных воров, обращая особо пристальное внимание на людей, которые все время нервно оглядываются по сторонам, ища «слежку», и пытаются выяснить, не заметил ли кто чего необычного.

В сутки здесь происходит как минимум 2 — 3 кражи, в большинстве случаев их совершают подростки. С похолоданием количество хищений увеличивается: появляется больше возможностей спрятать товар под одеждой. В ход идут сумки, рукава, карманы, подкладка пальто, пояс и даже бюстгальтер. Как–то дамочка пригрела на своей груди карпа. Рыбина проснулась и начала бить похитительницу хвостом как раз в тот момент, когда она расплачивалась в кассе за остальные покупки. Воры — весьма изобретательный народ. Чего только ни придумают, каких только спектаклей ни разыгрывают, чтобы вынести банку сметаны или упаковку селедки! Часто в инсценировке занята целая компания.

— На прошлой неделе ко мне подошел «любознательный» подросток и стал интересоваться подсолнечным маслом, — рассказывает Татьяна Ефимова. — Но я сразу его раскусила. Пока он меня отвлекал, его друзья воровали чипсы. За этим занятием я и застала их врасплох.

Практически все, кого поймали за руку, говорят, что кражу совершили в состоянии стресса, ну или так: «Случайно положила...», «Забыл рассчитаться». Одна милая особа, у которой в кармане шикарной шубы охранники обнаружили два глазированных сырка, призналась, что страдает клептоманией. Особая каста воров — смекалистые. Вот вам когда–нибудь приходило в голову переклеить ценник с белорусского пива на немецкое, которое дороже в несколько раз, или с отечественной «Малютки» на коробку с финским детским питанием? Оказывается, иногда такие «рокировки» остаются незамеченными.

Это — проза. Но есть в моей новой профессии и поэзия. В праздники, признаются продавцы, им дарят шоколад, фрукты и цветы, сорванные с посаженной напротив самими же работниками магазина клумбы... За всю жизнь я не получала столько приглашений на свидание, по грибы, на рыбалку, сколько за 12 часов работы здесь. Одни готовы были ждать окончания моей смены, чтобы подбросить домой, другие объяснялись в любви.

— Девушка, вы вино красное или белое любите?

— Я на работе.

— А после?

— «Бейлиз» люблю.

— А я вас...


Кстати

— В Беларуси первые круглосуточные магазины стали появляться в 1989 — 1990 годах, — рассказывает заместитель начальника управления организации торговли и услуг Министерства торговли Лариса Миронова. — Определяют режим работы гастронома или универсама его руководитель и исполком, который выдает лицензию. С 1996 года рост «ночников» заметно приостановился. Сегодня в стране работают 220 круглосуточных магазинов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter