«Двигатель торговли» сбавляет обороты

Рекламный рынок нашей страны в этом году упадет на 14 %

Рекламный рынок нашей страны в этом году упадет на 14 %

Неопределенность на валютном рынке не преминула оказать влияние на желание белорусских компаний рекламировать свои товары и услуги. Последние, не имея возможности просчитывать стратегию даже на ближайшую перспективу, предпочли либо полностью свернуть рекламную деятельность, либо перенаправить ее в другие каналы.

В компании «ZenithOptimedia» подсчитали: по итогам 2011 года рекламный рынок Беларуси упадет почти на 14 %. Объем рынка может составить около $ 84 млн., в то время как в прошлом году эта цифра была равна $ 97,7 млн. Как отмечают в рекламных компаниях, причин для снижения объемов рынка предостаточно. Большинство клиентов сокращают свои расходы, просто ста­раясь перестраховаться. Хотя во многом крупные рекламодатели режут рекламные бюджеты из-за падения платежеспособного спроса на их продукцию. В особенности это касается импорта: подорожавшие вдвое товары теперь реже попадают в корзинки белорусов, а значит, нет смысла надрываться, по-прежнему расхваливая свой товар. «По результатам наших опросов, проведенных на сайте, большинство компаний сократили маркетинговые бюджеты из-за того, что сокращается их выручка, — подтверждает руководитель ресурса «Marketing.by» Сергей Скороход. — У большинства иностранных компаний, работающих в Беларуси, планирование идет в привязке к иностранной валюте, и они вынуждены делать корректировки с учетом покупательского спроса».

«Падение рынка на полтора десятка процентов — это еще скромные оценки, — уверяет генеральный директор рекламного агентства «Publicis Hepta Group» Александр Василевич. — Эти цифры собирались нами около полутора месяцев назад, и нынешние реалии дают понять, что ситуация еще больше усугубилась. Думаю, что по итогам года падение будет еще большим — не менее 20 %».

Сокращение объемов рекламы видно невооруженным глазом. К примеру, телевизор сегодня в каком-то смысле стало смотреть гораздо приятнее — рекламные паузы сокращаются, а то эфирное время, которое раньше было забито рекламой предприятий, телевизионщики стараются заполнить анонсами телепередач и кинофильмов или социальной рекламой. В городах начали освобождаться площади на бигбордах. По сути, рекламную активность на этих носителях проявляют только те компании, для которых сбавить ее — означает начать терять клиентов. Таковы, к примеру, сотовые операторы.

«Сегодня падают все сегменты рекламного рынка. Только Интернет показывает рост», — поясняет Сергей Скороход. При этом специалист подчеркивает: в этом вопросе тоже все относительно. Еще недавно аналитики сходились во мнении, что рекламный рынок страны в целом и интернет-реклама, в частности, в 2011 году должны были прирасти на треть. Сегодня же оказалось, что все сегменты, кроме «сетевой» рекламы, ушли в глубокий минус, но и она продемонстрировала довольно-таки скромные результаты — плюс 6,1 %. «Интернет— единственный канал рекламы, который, как ожидается, в ближайшем будущем будет расти, — уверен Александр Василевич. — Просто для рекламодателей это, во-первых, недорогая площадка, если сравнивать ее с другими рекламными носителями, а во-вторых — ее эффективность проще просчитывать. Да и большая часть аудитории Интернета имеет более высокий доход и уровень образования. Все это повышает привлекательность Интернета для рекламодателей».

А вот генеральный директор «источник» Юрий Зиссер не столь оптимистичен. «Я боюсь, как бы Беларусь в нынешнем году не стала единственной страной в мире, где рынок интернет-рекламы продемонстрирует отрицательную динамику, — говорит он. — Когда предприятию нужна реклама? Когда на рынке есть конкуренция. Главная причина нашего отставания заключается в структуре нашей экономики, в которой невелика конкуренция, и, следовательно, реклама нужна далеко не всем. Именно поэтому в пересчете на душу населения отечественный рынок интернет-рекламы в десять раз меньше, чем российский, хотя уровень проникновения интернет-услуг у нас в стране больше». В 2010 году белорусский рынок интернет-рекламы, по данным «ZenithOptimedia», составил $ 6,2 млн., или около $ 0,6 в год на каждого белоруса.

Ничто не ново под луной. В кризисном 2009 году рекламный рынок Беларуси «просел» на 21,4 %. Так что нынешние цифры его вряд ли могут испугать. Хотя, как говорят в «ZenithOptimedia», своих докризисных показателей при нормальном развитии рынок должен был достичь как раз к началу 2012 года. Сегодня же наибольшее падение наблюдается в сегменте наружной рекламы. Согласно прогнозу объемы «наружки» в 2011 году по отношению к 2010-му упадут на 30 %. Объем этого рынка по итогам года составит около $ 8,4 млн.

Что касается объемов рекламы в отдельных сегментах рекламного рынка, то наибольшую долю традиционно занимает ТВ-реклама, на долю которой приходится 62 % от всех рекламных затрат. По итогам 2011 года этот сегмент ожидает падение на 27,8 %. Печатная реклама потеряет 22,2 %, радиореклама — 9,3 %. В рекламных агент­ствах не теряют надежды, тем более что лето для рекламной активности предприятий обычно являлось малоперспективным сезоном — в это время года на рынке всегда наблюдался полный штиль. Большой всплеск активности традиционно случался в ноябре—декабре, и представители рекламного бизнеса надеются, что, может быть, так случится и на этот раз.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter