Двигатель рекламы

Сдувая пыль с истории

Когда ученые мужи сегодня утверждают, что Владимир Маяковский был первым советским копирайтером, с ними можно согласиться, а можно их и опровергнуть. Поэт, прославившийся звучным слогом еще в «Окнах РОСТА», писал действительно классные подписи к разного рода плакатам и транспарантам, но чем больше времени проходит, тем лично у меня все больше осознания, что в своих работах Маяковский восхвалял не пресловутый Моссельпром («Нигде кроме как в Моссельпроме»), а самого себя. Рекламные призывы всего лишь дополняли его жизнь — с новогодней елкой на потолке, с любовью втроем, с наганом у сердца...


Все, что требует желудок,

Тело или ум, —

Все человеку предоставляет ГУМ.


* * *


Милый, брось слова свои, —

что мне эти пения?

Мчи в подарок мне чаи

Чаеуправления.


«Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы... Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь, — хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама — это имя вещи. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи... Думайте о рекламе», — призывал Маяковский и, надо признать, одними призывами не ограничивался. Это про «Окна РОСТА» (серии плакатов, созданных в 1919 — 1921 гг. советскими поэтами и художниками, работавшими в системе предшественника ТАСС — Российского телеграфного агентства) шутили, что их выставляли в витринах пустых магазинов, а с приходом нэпа в стране появились товары и надобность в заменяющих их плакатах отпала. В ноябре 1921 года в газете «Известия» было опубликовано сообщение о начале приема объявлений. А уже в 1923 году поступления рекламы в газету составили более двух третей доходов от ее издания. Рекламу стали размещать на трамвайных вагонах, в фойе вокзалов и гостиниц, на специальных досках и, конечно же, на столбах. За работы именно в области рекламы в 1925 году вместе со своим другом и соратником Александром Родченко Маяковский был отмечен серебряной медалью на Международной художественно–промышленной выставке в Париже. Реклама двигала жизнь советских людей, делала ее ярче («Всем попробовать пора бы как вкусны и нежны крабы!», «Трехгорное пиво выгонит вон и ханжу, и самогон»), однако даже выход постановления «Об использовании методов рекламы для расширения товарооборотов» (1936 г.) не должен был убедить советского человека в том, что потребление есть важная часть жизни, что оно должно доставлять удовольствие...


Сегодня есть смысл почитать некоторые рекламные объявления, которые публиковала «Советская Белоруссия». Вот вы, например, пробовали мясо тетерева? А куропатки? В 1958 году жители Минска вполне могли позволить себе такое лакомство (объявление № 1). Тетерев 1–го сорта шел по 17 руб. за штуку, куропатки — по 7 руб., перепела — по 4, а пресловутые рябчики... «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй», — В.Маяковский рассказывал, что идея этого четверостишия в 1917 году пришла к нему, когда он увидел, что к артистическому кабачку «Привал комедиантов» «стали приваливаться остатки фешенебельного и богатого Петербурга». Так вот, первосортных рябчиков в 1958 году Минский холодильник № 2 реализовывал по 8 руб. за штуку.


Тему можно продолжить объявлением из 1949 года (№ 2). «Дадим государству больше кожи высокого качества!» — призывало «Заготживсырье», а заодно знакомило с порядком клеймения мяса. «Хозяйства... обязаны одновременно с предъявлением органам ветеринарного надзора мяса для клеймения сдавать заготовительным организациям кожу с убитого животного или предъявлять приемную квитанцию о сдаче кожи заготовительным организациям».


А вот любопытное сообщение о том, как внедрялись первые телевизоры (№ 3). В 1956 году Минсвязи доводило до сведения граждан и организаций, что установлена обязательная регистрация телевизоров в 5–дневный срок со дня их приобретения: «Регистрация... производится в конторах и отделениях связи по документу, удостоверяющему личность и местожительство владельца... Абонементная плата за телевизоры взимается за квартал вперед по установленному тарифу».


Призыв разнообразить питание (№ 4), обращенный в 1960 году к хозяйкам, выглядит первой настоящей рекламой в нашей подборке. Я добавлю в эту картину только два рекламных макета. В 1950 году «СБ» открыто предлагала своим читателям плодово–ягодные, десертные и другие вина, вырабатываемые винзаводами Белвинтреста (№ 5), а в 1993–м дошла очередь и до пресловутого спирта «Роял» (№ 6). История с поставками в Россию (а как следует из рекламы — то и в Беларусь) голландского спирта туманна не меньше, чем все тогдашнее время. Тогда в начале 90–х жители СССР, измотанные горбачевскими реформами, самым натуральным образом дорвались до алкоголя. Они играли на «Рояле», не подозревая, что на поставках спирта кое–кто делает многомиллионные состояния. История «Рояла» оказалась тесно переплетена с российским Национальным фондом спорта, который получил такие таможенные преференции от президента Ельцина, что спортом там пахло только в том смысле, кто быстрее и больше заработает. Дело было шумным и завершилось трагической смертью бывшего президента НФС Бориса Федорова. «Роял» исчез из обихода, когда государство всерьез взялось за контроль за оборотом алкоголя.


Сегодня в Беларуси запрещена прямая реклама алкоголя и сигарет, и мы можем только с определенной ностальгией вспоминать времена, когда Маяковский утверждал, что «папиросы «Червонец» хороши на вкус. Крепки, как крепок червонный курс». Много чего можем вспоминать, но не рекламировать.

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter