Оригинальные конструкторские решения, обновленная логистика: как работает Минский моторный завод в условиях пандемии

Двигатель, полный сил

Страны, которые ранее ввели карантинные меры, постепенно восстанавливают деловой ритм. Дается это им непросто. В Беларуси же вовремя принятые меры профилактики распространения COVID-19 и Указ Президента «О поддержке экономики» позволили минимизировать последствия коронакризиса.

Так, предприятия сделали ставку на сохранение кадров, поддержание заработной платы на достойном уровне и тотальное применение всех возможных мер безопасности и профилактики заболеваний. В их числе — и один из флагманов нашей экономики, Минский моторный завод. Корреспондент «Р» узнала,  изменилась ли производственная жизнь предприятия в условиях пандемии.


Всего на Минском моторном заводе работает 3253 человека. График прежний:  пять дней в неделю и полные рабочие смены.

Надежный заслон

«Город в городе» — так часто называют  свой завод его работники. И действительно, Минский моторный удивляет масштабами — территория его составляет без малого 30 футбольных полей! Начальник службы по информационной работе и связям с общественностью Ксения Пересторонина встречает нас с фотокором на проходной. Оцениваем обстановку: емкость с антисептиком на входе установлена, тепловизор у охранника имеется. «Все в порядке», — ликует внутренний санэпидемиолог.

— Мы не привлекали военных для дезинфицирующей обработки завода. Работают наши ребята из службы по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и добровольцы из структурных подразделений. Знакомьтесь, химвойска ММЗ, — улыбается Ксения.

Перед нами пятеро мужчин в полном обмундировании — резиновые сапоги, защитные костюмы, маски, очки, баллоны с дезинфицирующей жидкостью за спиной и специальный опрыскиватель в руках. 

— Мы одними из первых в стране  приобрели профессиональные бензиновые опрыскиватели для бригады, занимающейся дезинфицирующей обработкой, — подчеркивает заместитель генерального директора Андрей Новик. — С начала марта каждые среду и субботу вся территория завода обрабатывается. Кроме того, все предприятия, входящие в состав холдинга, последовали нашему примеру.

С начала марта каждые среду и субботу вся территория завода обрабатывается.

В феврале, то есть  еще до того, как первый случай коронавируса был зарегистрирован в Беларуси, руководство предприятия  перестраховалось  и закупило 500 литров антисептика и порядка 2000 защитных масок. Поэтому, когда случились перебои с доставками медицинских средств из-за повышенного спроса, созданный запас очень выручил. Вскоре снабжение наладилось, было приобретено еще 2500 литров антисептика и около 8000 масок.

Чтобы обработать территорию завода, бригаде понадобится целый день. Работа не из легких — прорезиненные костюмы заставляют попотеть, промышленные распылители дают дополнительные 30 килограммов веса. Дезинфекции подвергаются все помещения, цеха, бытовые, административные корпуса и даже уличная территория предприятия.  

Разговор незаметно привел нас в сердце производства — главную конвейерную линию по сборке моторов. Здесь трудится порядка 300 человек. Сразу бросается в глаза, что среди работников много женщин. И держат инструменты они так же уверенно, как и мужчины. Техника безопасности работы на сборочном конвейере предполагает дистанцию между работниками в 1,5—2 метра, так что пересматривать нормы для предотвращения распространения вируса, к счастью, не пришлось.

Кстати, все совещания и деловые переговоры на предприятии  перешли в онлайн-формат. Сейчас рабочие вопросы решаются через селекторную связь, а переговоры с партнерами проходят в рамках видеоконференций. Перемещение по цехам минимизировано. Благодаря всем принятым мерам вспышки заболеваний на предприятии не произошло. 

Всего на Минском моторном заводе работает 3253 человека. График прежний: пять дней в неделю и полные рабочие смены. Более того, с 1 мая на 10 процентов повышена заработная плата рабочим.

Инжиниринговый подход

Минский моторный завод один из лидеров по количеству выпускаемых двигателей в составе сельскохозяйственной техники, автомобилей, автобусов и другой техники. Здесь разрабатывают, проектируют и производят современные дизельные, газодизельные и  газопоршневые двигатели. В мае, например, поставили на Минский тракторный завод пять новых двигателей экологического уровня Stage 5 для проведения эксплуатационных и сертификационных испытаний.

Главный конструктор Михаил Клессо уделяет нам буквально пять минут, чтобы рассказать о последних проектах предприятий. Говорит, во время пандемии загруженность еще выше, чем в «мирное» время.

— Один из самых важных проектов — разработка двигателей, которые будут предназначены для установки на трактор для европейского рынка. Ввиду того, что в Евросоюзе введены совершенно новые стандарты, им необходимо соответствовать, чтобы реализовать свою продукцию. 

Работаем над созданием газопоршневого двигателя совместно с российской компанией, которая готовит для него программное обеспечение. Уже изготовлено два образца и подготовлено прохождение испытаний.  Разработаны газодизельные двигатели для рынка Узбекистана. Изготовлено 10 двигателей, в испытательном центре они проходят контрольную обкатку перед отгрузкой. Куба заказала порядка 100 двигателей объемом 2,1 литра для переоборудования автомобилей УАЗ. На завершающем этапе оформление, получение разрешения, — перечисляет главный конструктор.

Экспортный конвейер

Продукция моторного завода поставляется на производственные конвейеры 49 предприятий Беларуси, России, стран СНГ и реализуется  более чем в 40 странах Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки.

— Разумеется, коронавирус внес множество корректив во взаимодействие с партнерами, — рассказывает коммерческий директор Виктор Трайковский. — Для нас принципиально важным было понимать изменение условий перемещения через границы, ведь география поставок и комплектации готовой продукции большая. И затем решить,  как нам  адаптироваться под эти условия, чтобы сохранить экономические показатели, обеспечить производственные программы,  своевременность поставок комплектующих и не остановить производство. Переговоры с нашими поставщиками провели заблаговременно. 

Следующий вопрос, требовавший оперативного решения, — логистика. Не подведет ли транспорт? Службе организации перевозок завода было отдано поручение обеспечить перемещение грузов в условиях закрытых границ и с учетом эпидемиологической обстановки.

— У нас есть свой транспортный цех, где более 50 единиц грузового транспорта, который мы постоянно используем. Водители по возвращении из командировок в другие страны оставались дома на двухнедельный карантин. Был определен порядок прохождения транспортной проходной и перемещения по территории предприятия. Всем въезжающим измеряют температуру, следят за выполнением перчаточно-масочного режима. В зоне видимости и шаговой доступности размещены дозаторы с дезсредствами. Во время нахождения на территории завода перемещаться разрешено только к месту отгрузки-загрузки и обратно, — поясняет Виктор Трайковский.

Цифры роста

Удивительно, но факт: за пять месяцев года предприятие реализовало 16 795 двигателей, что на 101,65 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. В чем секрет такого существенного роста?

За пять месяцев года предприятие реализовало 16 795 двигателей.

Начальник управления реализации Валерий Рудько объясняет кратко: моторостроители своих деловых партнеров не подводят в любых ситуациях,  качество продукции гарантируют. В итоге продажи в Чехию и Латвию обеспечили прирост более чем на 200 процентов, в Пакистан, Литву, Польшу, Казахстан — более 100 процентов.

— Российская Федерация покупает в темпе прошлого года. В целом объем экспортных поставок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 93 процента, но это вызвано тем, что один из крупнейших потребителей Узбекистана сместил сроки отгрузки в связи с международными карантинными условиями. В прошлом году была отгружена тысяча штук двигателей, во втором полугодии текущего года мы отправим им еще 1500 двигателей в рамках имеющихся договоров.

malyshchyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter