Двигатель и одеколон в одном флаконе

Оказывается, между автомастерской и парикмахерской очень много общего...

Оказывается, между автомастерской и парикмахерской очень много общего. Так сложились обстоятельства, что в Беларуси вопросы ценообразования на эти две различные по своей природе услуги регулируются одним и тем же законодательством. В салоне красоты в счет обязательно включат и одеколон, и шампунь, и гель для укладки, но без наценки. Такое же требование предъявляется и к станциям техобслуживания: брать с клиентов плату только за услуги по ремонту машин, а запчасти продавать по цене их приобретения. Сертифицированным автоцентрам становится просто невыгодно заниматься поставкой «железа». А только на «кручении-верчении» гаек и диагностике много нынче не заработаешь. Фирменные станции сегодня живут на минимальной рентабельности. Прогнозы экспертов грустны: в следующем году сертифицированные СТО могут стать окончательно убыточными…

Отсутствие наценки при реализации запчастей через СТО всегда волновало автодилеров. Ни один западный концерн не начнет официальные поставки автомобилей в страну, пока в ней не появится соответствующий фирменный сервис и склад с запасными частями. Поэтому, независимо от взгляда отечественного законодательства на систему ценообразования, импортерам автомобилей приходилось с ней мириться. Хотя такой подход и мешал развитию качественных СТО в регионах. По оценкам экспертов  Автомобильной ассоциации «БАА», чтобы открыть сегодня небольшой современный автосервис, необходимо вложить, как минимум, 2 миллиона долларов. И окупить инвестиции весьма непросто.

Дорогое  «железо»

По статистике, в расходах на сервисное обслуживание автомобиля около 80 % приходится на запчасти и только 20 % составляет работа. Особенно сильно превалирует «железная» составляющая в кузовном ремонте. Скажем, новое крыло иномарки стоит несколько сотен долларов. А поменять его не составляет особого труда — достаточно лишь открутить-прикрутить несколько десятков болтов и гаек. Но законодательство в области ценообразования сложилось таким образом, что зарабатывать СТО могут только на услугах, а делать розничную торговую наценку на запчасти не имеют права. А поэтому и фирменный автосервис превратился в предприятия низкорентабельные, а то и вовсе убыточные.

До поры до времени развитие СТО обеспечивал бурно развивающийся рынок продаж новых автомобилей. Растущие доходы от этого направления позволяли автодилерам инвестировать в сервис. Но в следующем году бум на новые автомобили может поутихнуть. Иномарка с нулевым пробегом — удовольствие не из дешевых. И на покупательский спрос влияет множество факторов: рост благосостояния населения, доступность банковских кредитов, курс основных конвертируемых валют между собой и по отношению к белорусскому рублю… Эксперты «БАА» прогнозируют в будущем году некоторое затишье. И не за горами момент, когда каждое направление автомобильного бизнеса будет питаться из собственного кармана. И СТО окажутся в весьма невыигрышном положении. Особенно сервисы, открытые в областных центрах, многие из которых не имеют запаса прочности на продаже автомобилей.  Иные сервисные станции выходили из ценообразовательного тупика различными оригинальными способами. Например, прямо на СТО открывали магазин по продаже запчастей, оформленный как предприятие розничной торговли. Клиент тестировал машину у мастера, а потом в магазине приобретал необходимый набор деталей для ремонта. Естественно, они реализовывались с торговой наценкой. Но такая система оформления не понравилась контролирующим органам. Несколько автосервисов были оштрафованы. Поэтому торговые организации сегодня регистрируются как самостоятельные юридические лица, которые поставки запчастей и расходников осуществляют на СТО, закладывая в их цену торговую наценку. А на сервисе их продают потребителям по цене приобретения.

Хитрость города берет. Если бы не другая проблема: сколько ни придумывай различные способы купли-продажи автомобильных деталей, эти инновации не совсем чисты с законодательной точки зрения. По большому счету, «вкруговую» обходятся ценообразовательные принципы. Но если их соблюдать, убытков не избежать. Фактически существует два варианта развития событий: либо закон различными правдами и неправдами будут обходить и в полной мере он работать не будет, либо фирменные сервисы исчезнут в Беларуси как класс услуг.

Запчасти  одноразового  использования

Запчастей на рынках сегодня хоть отбавляй. И новые, и бывшие в употреблении. Только вот качество порой смущает. Думаю, каждому автолюбителю приходилось слышать от торговцев в ларьках вопрос: мол, деталь необходима для предпродажной починки автомобиля или сами будете ездить? Если для себя, то стоит взять товар подороже, лицензионный польский или немецкий. Коли решил завтра с железным конем расстаться, то сойдет и любая другая продукция. В некоторых случаях страну ее происхождения даже определить сложно. Стоит три копейки, правда, и срок службы рассчитан на пробег в несколько сотен километров…

Увы, по оценкам специалистов, «серые» поставки запчастей сегодня превалируют и составляют около 80 %. А это обороты в несколько сотен миллионов долларов, которые частично или полностью минуют налоговые декларации. Остается актуальной и проблема незарегистрированных «гаражных» автосервисов.

Конечно, нелегальный автослесарь не может гарантировать качество своей работы. Но более дешевым он будет при любых условиях: ведь в бюджет не платится ни копейки. И вопрос его победы над качественными СТО не дешевизна, а разница в цене: если она будет слишком большой, то ради существенной денежной выгоды большинство автолюбителей предпочтут чиниться в гаражах. Если ценовая дельта по сравнению с нормальными сервисами будет незначительной, то у незарегистрированных ремонтников не остается никаких шансов.

Конечно, многие ограничения в ценообразовании ставят благую цель: удешевить прайс для клиента. Но в любой сделке должны быть заинтересованы обе стороны. А стимулов для развития у СТО немного. Кроме того, низкая доходность ограничивает приток инвестиций. По оценкам специалистов Автомобильной ассоциации «БАА», динамика роста продаж новых автомобилей и относительно молодых иномарок (возрастом до 7 лет) уже значительно обогнала аналогичные показатели развития качественного сервиса. И если законодательно не облегчить участь сервисов, то в ближайшее время автолюбители неминуемо столкнутся с дефицитом официальных станций. И тогда снова выиграют «теневики»…

На снимке: участок технического обслуживания.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter