Генеральный директор ММЗ рассказал о работе в непростых условиях, кадровой политике и взаимодействии с Россией

Двигатель для экономики

Темп роста объемов производства более 140 процентов: генеральный директор Минского моторного завода — о работе в непростых условиях, кадровой политике и взаимодействии с Россией


Несмотря на сложности, разного рода преграды и препятствия, промышленность в прошлом году сработала на максимуме и показала хороший результат. В частности, Министерство промышленности обеспечило выполнение практически всех ключевых показателей. Эксперты отмечают: промышленность не просто пережила сложные времена, а крепко стала на ноги, в 2023-м выполнит все доведенные показатели. Заводы работают и производят продукцию, которая успешно продается. Не исключение и Минский моторный завод. В прошлом году предприятие возглавил Александр Ботвинник. О работе в непростых условиях, кадровой политике и взаимодействии с Россией он рассказал в интервью «Р».

Год вызовов

— Александр Мирославович, насколько успешным был 2022-й для ММЗ?

— Прошедший год в целом был сложным, требующим концентрации усилий всех служб и подразделений Минского моторного завода. Успешно применены новые подходы в инновационной политике предприятия. И это дало свой результат: слаженная работа коллектива ММЗ, сосредоточение на новых рынках, масштабная маркетинговая политика позволили закончить год с превосходящими по всем позициям показателями социально-экономического развития.

Расширена собственная товаропроводящая сеть, команда быстро, гибко и эффективно реагировала на вызовы, формируемые складывающейся геополитической обстановкой.

В 2023 году планируется увеличить экспорт не менее чем на 9 процентов, продать на 1500 двигателей больше.

С гордостью можем говорить, что все установленные ключевые показатели эффективности выполнены в полном объеме. Темп роста объемов производства составил более 140 процентов. Выпуск двигателей вырос на 11 процентов, спецтехники — на 84 процента.

В 2022-м Минский моторный произвел свыше 50 тысяч штук двигателей, цели по рентабельности продаж и полученному размеру чистой прибыли достигнуты в полном объеме, что позволило повысить заработную плату более чем на 20 процентов.

2022-й стал для организации годом расширения собственной товаропроводящей сети — новые субъекты были открыты в Российской Федерации, Казахстане, Узбекистане. Такого рода шаги уже дали свои результаты: экспорт в 2022-м в Казахстан увеличился в 1,4 раза, в Узбекистан — в 1,2 раза.

В 2022 году ММЗ открыл новые субъекты товаропроводящей сети в России, Казахстане, Узбекистане.

— Какие задачи стоят перед предприятием в 2023 году?

— Прежде всего амбициозные. Все достигнутое становится крепким и прочным фундаментом для успешного выполнения задач 2023-го. Заявки всех ключевых потребителей по отдельным группам продукции, например, малолитражным двигателям, увеличились в сравнении с предыдущим годом в 2,5 раза. Технические, конструкторские службы, маркетинг и мощности производства достойно справились с выросшими объемами.

В 2023-м планируем увеличить экспорт не менее чем на 9 процентов, продать на 1500 двигателей больше, нарастить объем реализации специальной техники в 1,5 раза, завоевать новые рынки сбыта, продолжить развивать собственную товаропроводящую сеть.

Ставка на союз

— Как развивается взаимодействие с российскими регионами?

— Более чем успешно. Компании удалось укрепить свои позиции и увеличить объемы поставки продукции на всех основных экспортных рынках: экспорт в Российскую Федерацию вырос на 42,5 процента, в страны СНГ (без России и Беларуси) — на 36,3, в страны дальнего зарубежья — на 7,5.

Для увеличения выпуска импортозамещающей продукции в холдинге «ММЗ» постоянно ведется работа по совершенствованию двигателей.

— Куда сейчас поставляется продукция предприятия и какие новые рынки прорабатываются?

— Экономическим итогом прошлого года стал существенный прирост в реализации продукции на экспорт — 123 процента. Экспортный портфель завода пополнился новыми рынками: Грузия, Туркменистан, Монголия, Турция, Зимбабве, Бенин, а также многими новыми партнерами на уже существующих рынках сбыта.

Налажена планомерная работа по диверсификации выпускаемой продукции и реализации маркетинговой стратегии, направленной на расширение модельного ряда и увеличение объемов реализации специальной техники: дизель-генераторных и дизель-насосных установок, компрессорных станций. Объем реализации данной продукции увеличился более чем в два раза.


Технологии на завтра

— Насколько известно, на ММЗ ведутся работы по адаптации двигателей для использования на речных судах. Какие еще новинки могут появиться в ближайшее время?

— Совершенно точно, конструкторские и технические службы завода ведут интенсивную работу по адаптации двигателей для применения на речных судах. Данный вид двигателей создан на базе промышленных двигателей ММЗ. Они предназначены для работы генераторов, мотор-редукторов и прочих установок на речных судах. Уже изготовлены опытные образцы. Предусмотрена конструкторская возможность установки на них 14 различных датчиков для слежения за режимом и состоянием двигателя. Пройдены все стендовые испытания, приближенные к реальным условиям на реке. На данные двигатели уже имеются заявки от контрагентов Российской Федерации.

Также завершается реализация проекта по серийному производству газового двигателя рабочим объемом 7,98 литра на базе мотора Д-262. В качестве топлива задействуется сжатый или сжиженный природный газ (метан). Газовый двигатель прошел весь комплекс испытаний, в том числе стендовые и эксплуатационные, в составе техники. Идет подготовка к сертификации. Старт началу серийного производства будет дан в этом году. Уже сформирован портфель заказов на 250 двигателей данного типа. Спектр назначения широк: газовые моторы предназначены для тракторов, дорожно-строительной и сельхозтехники, автомобилей (автобусов).


— Сейчас в стране активно идет работа по импортозамещению. Каких успехов в данном направлении добились на ММЗ?

— Для увеличения выпуска импортозамещающей продукции в холдинге «ММЗ» постоянно ведется работа по совершенствованию двигателей для повышения их надежности и технического уровня, улучшению технико-экономических и экологических показателей, адаптации к требованиям заказчиков, по созданию новых конструкций двигателей для производителей техники в Беларуси и новой товарной продукции для замещения импортных аналогов.

В этих целях успешно освоено производство различных моделей и модификаций дизельных двигателей высокого экологического уровня с использованием комплектующих, выпускаемых в Союзном государстве, для автомобильной, сельскохозяйственной и внедорожной техники; малолитражных 3- и 4-цилиндровых дизельных двигателей для сельскохозяйственной, строительной, дорожной, коммунальной и другой техники; 3-, 4-, 6-цилиндровых газодизельных двигателей.


Вся продукция является востребованной у потребителя, она успешно заменила зарубежные аналоги.

Ведется разработка новых моделей и модификаций малолитражных дизельных двигателей, проведены различного рода испытания. Разрабатываемая сегодня новая линейка двигателей с рабочим объемом 2,5—3,6 литра экологических уровней Stage 3А/3В/4/5 будет соответствовать современным требованиям и конкурентным предложениям рынка дизельных двигателей.

Освоен выпуск различных моделей и модификаций спецтехники: дизель-генераторных и дизель-насосных установок, компрессорных станций. Эта продукция очень востребована на рынке, и ММЗ сегодня идет на шаг впереди производителей аналогичной продукции.

С целью исключения импортных закупок на литейном производстве филиала в Столбцах продолжается освоение чугунных отливок моторной группы.



— Как идет процесс модернизации производства?

— Конечно, процесс модернизации является непрерывным. С учетом стремительно меняющихся реалий современного мира и мы не можем стоять на месте. В прошлом году инвестиции в развитие основных средств составили почти 24,5 миллиона рублей. Среди прочего приобретено уникальное технологическое оборудование, которое позволит ускорить процессы создания новых продуктов: 3D-сканер и принтер по печати стержневых форм, промышленный томограф и контрольно-измерительная машина. Мы с уверенностью говорим, что это станет новой точкой роста белорусского моторостроения и значительно повысит нашу конкурентоспособность на рынке.

Приведу лишь некоторые примеры реализации программы модернизации производства в 2022-м. Поставлен и введен в эксплуатацию современный шлифовальный станок с числовым программным управлением.


В текущем году для обработки оригинальных деталей перспективных двигателей ожидаем поставки новых обрабатывающих центров, которые позволят существенно расширить возможности производства.

Главный конвейер пополнится комплектом оборудования для автоматизированной технологической обкатки и приемо-сдаточных испытаний двигателей.

В экспериментальный цех будет также поставлено новейшее оборудование — испытательный комплекс для двигателей мощностью до 4 тысяч кВт.ч. А еще закуплен и ожидает поставки специальный станок с ЧПУ для микрофинишной отделки деталей опытных образцов двигателей.

Безусловно, это не полный перечень уже проведенной модернизации и той, которая в планах на 2023-й. Работа ведется постоянная и масштабная, коснется каждого подразделения, всех цехов.


Кадры решают

— Как решается кадровый вопрос на предприятии?

— Хорошие специалисты нужны всегда в любой отрасли. От личной заинтересованности сотрудника, его профессионализма и желания сделать свою работу на высшем уровне зависит и успех всего производства. Мало окончить учебное заведение, о всех нюансах специфики рабочего процесса не расскажут на лекциях, этому можно научиться только в заводских условиях. Минский моторный может по праву гордиться квалифицированными кадрами на всех цепочках производства. Кадровая работа на предприятии ведется постоянно, мы «растим» своих будущих сотрудников, начиная со специализированных колледжей, университетов. Ребята приходят к нам на практику, присматриваются к условиям труда, расширенному социальному пакету и выбирают моторный завод своим постоянным местом работы. Молодежь всегда может себя проявить, зарекомендовать и достаточно быстро двигаться по карьерной лестнице. Молодые специалисты возглавляют бюро и отделы, за выдающиеся заслуги мы представляем их к наградам и поощрениям, обучаем за счет предприятия в учебных заведениях высшей ступени. Материальное стимулирование предусмотрено за объемы работ повышенной сложности, новаторские разработки, личный вклад в развитие.



— А как обстоят дела с качеством выпускаемой продукции? Ведь любая техника рано или поздно требует ремонта, а география поставок широка. Удается ли оперативно решать вопросы ремонта на местах?

— Результатом системной работы по улучшению качества производимой продукции с применением техник менеджмента качества, новых методов работы с поставщиками является повышение качества изготавливаемой продукции. Все это приводит к ежегодному снижению уровня дефектности. Например, в 2022 году он снижен более чем на 10 процентов в сравнении с соответствующим периодом 2021-го.

Системная работа позволяет компании не только завоевывать доверие потребителя, но и принимать участие в различных конкурсах. За достижения в области качества по модели, соответствующей критериям делового совершенства EFQM (Европейского фонда менеджмента качества), ММЗ удостоен в прошлом году Премии Правительства Республики Беларусь. Все это, несомненно, повышает стоимость активов и имидж организации на национальном и международном уровнях.

В 2023-м ММЗ смело участвует в Премии Содружества Независимых Государств за достижения в области качества продукции и услуг. Первый этап мы уже успешно прошли, это также позволяет укрепить позиции на мировом рынке.


— Минский моторный завод в этом году празднует 60-летие со дня образования. Чем удивите?

— Конечно, мы готовим сюрпризы. Во-первых, это будет праздник не только для заводчан и наших ветеранов, партнеров, но и для всех минчан и гостей нашей столицы. Во-вторых, приоткрывая завесу тайны, мы делаем уверенные шаги по созданию новых типов двигателей. Это прорывной проект для нашей страны, который будет высоко оценен во всем мире.





sichevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter