Почему в ЕС многие недовольны миграционной политикой

Двери закрываются

“Белые должны убраться отсюда”, — эта фраза все чаще звучит в эфире британских телеканалов, рассказывающих о местечке Сэвил-Таун в графстве Йоркшир. Здесь из более чем четырех тысяч жителей коренных англичан осталось менее полусотни. “Мусульмане заселили целый город в Британии и вытесняют оттуда европейцев”, — бьет тревогу лондонская газета “Дейли мейл”. И дело даже не в том, что на месте пабов здесь теперь мечети, а в магазинах продают коврики для молитв и хиджабы. Сэвил-Таун превратился в рассадник терроризма. Именно отсюда вышел Мохаммед Хан — глава смертников, которые убили 52 человека в Лондоне в 2005 году.

Фото Рейтер

Cегодня в Западной Европе быть радикальным исламистом легче, чем во многих мусульманских странах, особенно в Магрибе (регион, в который входят Марокко, Алжир и Тунис), — приходит к выводу эксперт по североафриканской диаспоре в Европе профессор Сорбоннского университета Пьер Вермерен. — Потребовалось много времени, прежде чем до западноевропейского общества дошло, какую опасность это означает для населения.

Подобное наблюдается и в других странах Европы — Франции, Бельгии, Германии, скандинавских государствах. Проблема обостряется день ото дня. В конце июня не менее 5 тысяч человек были спасены за сутки у берегов Ливии. Большинство — выходцы из Камеруна, Судана, Сенегала и Мали. Чуть ранее в результате трех десятков спасательных операций были эвакуированы с плотов и лодок еще 3,3 тысячи человек.

Особенно страдает от подобного нашествия Италия. C начала этого года туда прибыли 73,3 тысячи мигрантов — на 14% больше, чем за аналогичный период 2016 года. Официальный Рим уже заявил о необходимости временно закрыть порты для негосударственных организаций и гуманитарных судов, плавающих под иностранными флагами, спасающих мигрантов в Средиземном море и доставляющих их в итальянские порты. А буквально в эти дни назревает крупный международный скандал между Австрией и Италией. На этой неделе официальная Вена объявила о переброске военных к австро-итальянской границе — для усиления контроля за перемещениями нелегалов. В ответ на это в итальянский МИД был вызван посол Австрии.

Такие демарши внутри единого пространства ЕС — крайне нетипичное явление для двух членов Евросоюза. Но к этому все шло. Напряжение внутри ЕС из-за миграционного кризиса начало нарастать в 2015-м, когда сотни тысяч беженцев из Ближнего Востока и Африки через Грецию и другие средиземноморские державы отправились на территорию стран — членов ЕС. Австрия приняла у себя около 870 тысяч мигрантов (10 процентов от населения страны), однако теперь в Вене опасаются еще большего наплыва гостей именно со стороны Италии. Руководитель МВД Австрии Ганс Доскозил уже открыто обвинил руководство ЕС в том, что оно не предпринимает решительных мер для борьбы с миграционным кризисом: “Ситуация может выйти из-под контроля”.

“Решение проблемы надо искать в затронутых войной регионах, а не в Европе, — говорил по этому поводу недавно скончавшийся бывший кацлер ФРГ Гельмут Коль. — Европа не может стать новым домом для миллионов нуждающихся со всего мира”. Еще более категоричен премьер-министр Венгрии Виктор Орбан: “Они нас просто сметают. Они не просто стучатся в дверь, они вышибают ее, и обломки падают нам прямо на головы. Наши границы под угрозой. Венгрия под угрозой, так же, как и вся Европа!”

На этом фоне ситуация с мигрантами в нашей стране выглядит совершенно иначе. Но это, естественно, не повод для самоуспокоения. Поэтому официальный Минск держит руку на пульсе, внимательно отслеживая происходящее в ЕС и предпринимая необходимые меры. В наши дни, например, процедуру внутригосударственного согласования проходит проект строительства центра временного содержания незаконных мигрантов. Этот проект тесно связан с подписанием соглашения о реадмиссии между нашей страной и ЕС: по данному соглашению лиц, которых будут у нас задерживать за незаконное пересечение границы, необходимо будет размещать в нашей стране именно в таких центрах. Их создание профинансирует ЕС. По решению Еврокомиссии будет выделено 7 млн евро. Предполагается, что подобные центры будут созданы на базе существующей инфраструктуры органов внутренних дел в Гомеле, Витебске и Лиде. Однако нашествия сирийских и африканских беженцев, захлестнувших ЕС, начальник Департамента по гражданству и миграции МВД Алексей Бегун не ждет:

— В этих центрах беженцев из ЕС мы принимать не будем. Они для нелегальных мигрантов, которые задерживаются в Беларуси. Этот проект направлен на укрепление инфраструктуры государственных органов, которые борются с незаконной миграцией.

Свою уверенность в том, что наши города не повторят участь британского Сэвил-Тауна, Алексей Бегун объяснил корреспонденту “НГ” простыми фактами:

— Приезжающие к нам не получают впоследствии значительного материального пособия, которое позволяло бы им безбедно проживать на него, как в Евросоюзе. У нас эти люди вовлекаются в процесс интеграции и начинают зарабатывать самостоятельно — легальным трудом в нашей стране. Сам размер пособия не позволяет им проживать на иждивении у государства. Поэтому у нас нет предпосылок для формирования устойчивых анклавов нелегальных мигрантов. Наша страна проводит взвешенную миграционную политику, направленную, с одной стороны, на обеспечение национальной безопасности, а с другой — на реализацию прав и свобод своих граждан и иностранцев, предусмотренных законодательством.

И политику эту государство намерено продолжать и впредь:

— Мы осуществляем целый комплекс мероприятий, направленных на борьбу с нелегальной миграцией, выявляем ее организаторов и их пособников. А также в установленном порядке рассматриваем ходатайства иностранцев о предоставлении им статуса беженца или защиты в нашей стране. Наши усилия совместно с правоохранительными органами направлены на борьбу с нелегальной миграцией всеми возможными средствами. Естественно, не ущемляя при этом права иностранцев искать убежище и обращаться за статусом беженца на территории нашего государства.
Wall Street Journal прогнозирует, что к 2060 году более трети населения Германии достигнет возраста 65 лет и старше, тогда как люди трудоспособного возраста составят всего около 40 процентов. Если не будет притока рабочей силы извне, властям придется урезать пенсии и пособия. Поэтому расходы на содержание, медицинскую помощь и обучение беженцев и соискателей могут оказаться выгодной инвестицией.
В ТЕМУ

Сколько стоят беженцы?

Расходы на содержание соискателей убежища варьируются в зависимости от стандартов, утвержденных принимающей стороной. В нашей стране эта сумма может превышать 1000 долларов, Польше содержание одного соискателя обходится примерно в 3000 евро в год, в Германии — около 4000. Ежемесячное пособие, выплачиваемое соискателям убежища, составляет (в расчете на человека, живущего без семьи): в Германии — 88,5 евро, Франции — 85,87, Швеции — 56,5, Великобритании — 47,05, Нидерландах — 42,56 евро.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter