Сила убеждения, дисциплина и трудотерапия. Как под Минском лечат от наркозависимости

Двенадцать шагов навстречу жизни

Лечение наркозависимости с помощью силы убеждения, дисциплины и трудотерапии — такой подход уже семь лет успешно практикуют в Центре здоровой молодежи. Многие из оказавшихся в нем только здесь начинают учиться заправлять постель, готовить еду, делать уборку, общаться со сверстниками и заводить друзей.

depositphoto.com

Всего двадцать минут на машине от станции метро “Каменная Горка” до деревни Аксаковщина. Именно сюда, в небольшой двухэтажный коттедж, привозят на реабилитацию ребят, ухватившихся за последний шанс вернуться к нормальной жизни. Главное условие — согласие и желание самого пациента. Без этих двух составляющих вся программа “12 шагов”, которую практикуют в центре, бессмысленна, как бы ни настаивали на ее прохождении родные и близкие наркозависимого человека.

Контингент здесь разный — минчане, жители областных центров и населенных пунктов поменьше, россияне. Информацию о центре зачастую находят благодаря сарафанному радио: друг посоветовал, врач подсказал. Еще один вариант — поиск в интернете по отзывам.

К моменту приезда журналиста проживающие в коттедже оказались сплошь мужского пола, однако периодически сюда заселяются и девушки. Первые полгода ребята проживают в центре постоянно — это важнейшее условие программы: никаких связей с прошлой жизнью, за исключением еженедельного разговора по телефону с родителями. Жесткое расписание на каждый день: зарядка, учеба (помимо занятий с психологом, пациентам рассказывают про наркотики, их влияние на организм, про причины и последствия срывов), обязательные физические упражнения, чтение. Один на всех телевизор, возле которого компания собирается максимум на час в день, несколько комнат, рассчитанных на трех-четырех человек. Несмотря на то, что во всех помещениях, кроме тех, где ведутся занятия, отсутствуют привычные в быту гаджеты (мобильные телефоны, компьютеры, ноутбуки), обстановка по-настоящему домашняя, уютная. Рядом со спальными местами встречаются распятия, иконки, другая церковная атрибутика. Многие здесь верят в Бога, читают Библию. Говорят, пришли к этому постепенно, когда уже не оставалось надежды ни на что — ни на свои силы, ни на профессионализм врачей...

Тарасу, одному из “старожилов” центра, всего 23 года. С 13 лет он начал употреблять алкоголь, чуть позже перешел на наркотики. Долгие годы считал спайс своим “лучшим другом”:

— Я вообще от природы застенчивый, молчаливый, а после дозы и язык развязывался, и мир казался таким ярким — просто полная эйфория. Сидел на специализированных форумах, делал закладки спайсов, стараясь заработать на порошок для себя. Не думал, что это уголовное преступление. Да о чем вообще можно думать, когда 24 часа в сутки находишься под кайфом? Помню, учился в колледже, уже был активным наркоманом, когда к нам с лекцией приехали из милиции. Полный зал студентов, нам рассказывают, как это ужасно, к чему это может привести, а я сижу и ухмыляюсь: что дядя за “пургу” гонит? Да что он знает о жизни?..

Ежедневно общаясь друг  с другом, с преподавателями  и психологами, эти юноши  и девушки учатся взаимодействию с людьми.
Фото Анны Мамутовой

Первый раз нас с другом повязали на улице. Приятель после дозы стал вопить и биться о чужую машину. Дело было в Минске, как раз недалеко от Первомайского РОВД. К нам подбежали милиционеры, сразу повели в участок. Мое дело потом вела женщина-следователь, я сейчас так благодарен ей, вы не представляете. Она сделала все, чтобы я получил условный срок. Как мама ко мне отнеслась. Может, меня это и спасло в итоге...

Я трижды лежал в Новинках, каждый раз давал себе обещание: все, это последний. Но в первый же день “свободы” напивался вдрызг и снова искал дозу. В какой-то момент лопнуло терпение родителей, брата. Они кричали мне в лицо: “Лучше бы тебя посадили!”

О центре я узнал от своего знакомого, который проходил здесь лечение. Я ни во что не верил, но понимал: или я пытаюсь что-то предпринять, или дальше меня в лучшем случае ждет тюрьма, в худшем — могила. От постоянного употребления “солей” (синтетических наркотиков) у меня уже начали выпадать волосы, по телу пошел псориаз...

Каждый раз давал себе обещание: все, это последний. Но в первый же день “свободы” напивался вдрызг и снова искал дозу

Задаю Тарасу вопрос: что для него оказалось самым сложным в программе? Ответ — довериться работающим здесь людям. И не врать ни им, ни самому себе. Именно по последнему пункту паренек дал слабину. Когда через полгода после начала программы ему разрешили поехать в Минск и какое-то время пожить на специальной квартире (этот этап называется “ресоциализацией”), чтобы проверить себя, Тарас не справился с эмоциями и закурил. А курение, равно как и алкоголь, и наркотики, по правилам центра под запретом на всю дальнейшую жизнь.

— Признаться кураторам в том, что произошло, я не смог. А один раз солгал — солжешь и во второй, и в третий. Все опять покатилось по наклонной, в итоге я просто ушел... Не хочу вспоминать то время. Главное, что нашлись силы вернуться.

Аня употребляла наркотики с юности, но сумела начать жизнь с чистого листа, восстановиться в родительских правах и обзавестись еще одним малышом.
Фото Анны Мамутовой

И на этот раз пройти программу почти до конца. Хотя даже сейчас, когда приезжаю в Минск, мне очень тяжело эмоционально: на каждом шагу соблазны — сигареты, выпивка. Уверен, что и “дурь” найти не так уж сложно...

Аня — “выпускница” центра, которая периодически навещает своих преподавателей и друзей. Историю этой молодой девушки можно назвать настоящим голливудским хеппи-эндом. Хотя еще несколько лет назад трудно было представить, что когда-нибудь она вернется к нормальной жизни. Вот ее рассказ:

— Я начала употреблять наркотики вслед за своим парнем. Казалось, что он такой крутой и свободный, очень хотелось соответствовать ему. Мне было всего 18... Уже став активной наркоманкой, я родила сына. Но не ощущала никакой радости материнства, моей жизнью управляли “вещества”. Потом в Минске появились “соли”. Это стало концом. От их употребления у меня выпадали волосы и крошились зубы, началась депрессия. Постоянно преследовали слуховые и зрительные галлюцинации, я перестала есть и спать, а потом и разговаривать. Весила 34 килограмма в 27 лет. Это просто ужасное состояние, когда понимаешь, что сходишь с ума, но ничего не можешь с этим поделать... Как-то я наглоталась таблеток, а потом вскрыла себе вены на руках и шее... И легла спать. Открыла глаза в реанимации, где мне сообщили, что моего сына забрали в детский дом. Только в этот момент в моем сознании что-то щелкнуло, я поняла, что не могу оставить малыша. Легла в Новинки в наркологию. Мой диагноз — наркотическая зависимость, анорексия, психическое расстройство... В Новинках я и узнала про Центр здоровой молодежи. Ехала сюда и не верила, что что-то может получиться, что я смогу поменять свою жизнь.

Я родила сына, но не ощущала никакой радости материнства, моей жизнью управляли “вещества”

На первых порах было тяжело. Приходилось делать то, что непривычно, то, что должна, а не то, что нравится. Нас учили принимать решения и отвечать за них, быть дисциплинированными и доверять людям. А я уже забыла, как это бывает. Очень сложно восстанавливались отношения с родными. Но сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что это того стоило. В какой-то момент я проснулась и поняла: хочу жить, хочу улыбаться и дышать полной грудью. Спасибо ребятам из центра, которые постоянно были рядом, помогали и направляли. Сейчас у меня 4 года трезвости. Это очень хороший результат. Я восстановилась в родительских правах, забрала сына из детдома, устроилась на хорошую работу, вышла замуж и родила обожаемую дочку. Мой муж все знает и поддерживает меня. Слава Богу, что я сумела пережить все это...

Рамазу — 34. Пять лет назад он стал одним из самых возрастных подопечных центра. Сегодня является директором одного из его филиалов, параллельно учится на психолога. Молодой человек тоже вспоминает, как страшно было начинать долгий путь реабилитации:

— Моя жизнь, пусть и та, страшная и бесперспективная, была мне знакома до самой маленькой черточки. В наркотическом дурмане я чувствовал себя как рыба в воде. Выстроил свою систему иллюзий: на самом деле не все так плохо, бывает и хуже, я ведь могу бросить в любой момент. Это типичное заблуждение зависимых людей: мы верим в то, что все разрешится само. А здесь предлагали работать над собой, писать судьбу с чистого листа, предав забвению то, что казалось простым и понятным.

Сейчас Рамаз уже сам вдохновляет своим примером испуганных, порой озлобленных ребят, утративших надежду, сделать самый трудный первый шаг: понять и признать, что без посторонней помощи у них не получится ровным счетом ничего. И только после этого можно констатировать: процессу исцеления длиною в год дан старт.
За семь лет существования Центра здоровой молодежи (интернет-сайт c-z-m.by) в эту организацию обратились за помощью 422 человека. 175 прошли программу реабилитации полностью. 110 находятся в стадии ремиссии от 1 года до 7 лет. Центр существует за счет благотворительных фондов и взносов родителей зависимых людей
МНЕНИЕ

Духовную связь нельзя разрывать нелюбовью

Исполнительный директор ЦЗМ Елена Давыдова объясняет, что залог успеха в сложнейшей борьбе с наркозависимостью — непрерывность лечения и четкое, без увиливаний следование правилам:

— Мы называем нашу программу био-, психо-, социо-духовным выздоровлением. Только в том случае, если будут правильно функционировать эти четыре составляющие, человек избавится от зависимости. Например, “био” означает привести в порядок свою биологию, научиться слушать язык тела. Это прогулки, спорт, зарядка, правильное питание и полная химическая чистота — никакого алкоголя, сигарет, других запрещенных веществ. Наши ребята играют в футбол, волейбол, пейнтбол, кроссфит. Мы возим их в терапевтические лагеря в Покровское (это в Москве), в Крым. Для них очень важно ощущать поддержку, поэтому на такие мероприятия часто приглашаются звезды — Павел Деревянко, Татьяна Лютаева, Ксения Раппопорт, Вера Брежнева.

Специалист подробно объясняет про действие остальных составляющих программы. Этап “психо” — многочисленные тренинги, которые проводят для подопечных психологи центра. Главная цель таких занятий — разобраться в себе, в своих действиях и эмоциях, получить мотивацию для борьбы с зависимостью. Кроме того, очень важна трудотерапия — уборка дома, близлежащей территории, забота о ком-то.

— У нас в округе почти все котики ходят питаться к дверям центра, потому что ребята выплеснули на бездомных животных всю свою нерастраченную нежность, — говорит Елена.

Этап “социо” подразумевает постоянное общение. У зависимых людей нарушены социальные контакты. Как правило, они замкнутые, нелюдимые, у них нет работы, плохие отношения с родственниками. Ежедневно беседуя с преподавателями и друг с другом, эти юноши и девушки учатся взаимодействию с людьми.

И, наконец, “духовное” означает нравственное образование.

— Многих приходится заново учить тому, что такое хорошо и что такое плохо, возможности жить честно, открыто, никого и ничего не боясь, — продолжает Елена. — Почти все наркоманы — патологические лгуны, причем они даже не осознают, что врут. И нам предстоит постепенно, шаг за шагом отучить ребят от этой деструктивной привычки. А еще — помочь им найти ответ на вопрос: “В чем смысл моей жизни?”

— Общаясь с таким количеством зависимых юношей и девушек, к какому выводу лично для себя вы пришли: что становится причиной тяги ребенка к спайсам, “солям”?

— Как бы банально это ни прозвучало — недостаток внимания родителей. И речь не только о неблагополучных семьях. Подавляющее большинство наших подопечных — дети приличных людей. Проблема в том, что в современном обществе сильно сместились ценности. В погоне за материальной составляющей (чтобы мой ребенок был хорошо одет, правильно питался, учился в лучшей школе, имел последнюю модель телефона и достаточное количество карманных денег) мы забываем о том, что душу формируют не брендовая одежда и гаджеты. И даже не престижное учебное заведение. Мамам и папам нужно находить время, чтобы разговаривать с детьми. Пытаться вникнуть в их подростковые проблемы, без стеснения отвечать на важные для ребят вопросы. Близкие, родные люди потому и называются так, что их соединяет крепкая духовная связь, которую нельзя разрывать невниманием, недоверием, нелюбовью.

konopelko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter