Премьера "Двоеженец" прошла в молодежном театре

Две жены — хорошо, одна — лучше

Мой армейский друг Вератила который год обивает пороги различных учреждений с просьбой открыть — для начала в Минске и городах–спутниках — дома терпимости. «Пожалуй, можно даже в форме некоего креативного хаба: с чтением стихов и обсуждением мировых событий. Чем мы хуже Голландии?» — вопрошает он, сталкиваясь в очередной раз с ледяной стеной равнодушия. «Ну хотя бы многоженство можно разрешить?» — в отчаянии трепыхается Викентий в «предбаннике» очередного ведомства, очаровывая неприступную секретаршу. Чтобы погасить весенний очаг напряжения в мозге разбушевавшегося павиана, отвел я его на премьеру в молодежный театр. Чтобы он убедился: ни многоженство, ни легкомысленное отношение к семье и браку никого до добра не доводит.

В Белорусском государственном молодежном театре как раз прошла актуальная премьера романтической драмы на эту тему с говорящим названием «Двоеженец» по пьесе знаменитого американского драматурга Артура Миллера. До него никто так лихо не работал в драме с ретроспекцией, не соединял явь и воспоминания, изящно не монтировал разные времена. Он придал драматургии своеобразную пластичность, доказал, что она может не замыкаться в узости пространства, ограниченного комнатой или отелем, как у Теннесси Уильямса, а может разбежаться и полететь. Не над Волгой, так над Гудзоном, в устье которого Миллер имел симпатичное бунгало на полуострове Лонг–Айленд Рокэвей. И, конечно, как не вспомнить, что шесть лет драматург являлся супругом актрисы Мэрилин Монро. О чем долгими зимними вечерами беседовали еврей–интеллектуал и, как многим казалось, легкомысленная блондинка, для большинства так и осталось загадкой. Но, видимо, темы находили. За год до кончины Монро они развелись.

«Двоеженец» поставлен главным режиссером Гродненского областного драматического театра Геннадием Мушпертом. Поставлен убедительно и точно, легко и иронично, с хитринкой. Те, кто поведется на название и придет на очередную «комедию положений», рискуют нарваться на интеллектуальный «базар». А за него тут отвечают.


Главный герой Лаймен Фелт после автокатастрофы попадает на больничную койку. В больницу приезжают его жена (Наталья Онищенко), дочь (Алена Змитер) и жена нового поколения (Анастасия Соловьева). А далее происходит примерно то же самое, что и в драме Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вулф?» или фильме Нури Бильге Джейлана «Зимняя спячка». То есть ничего хорошего. Лаймен попадает под перекрестный огонь двух жен, не испытывающих друг к другу симпатии, и капризули дочери. Позицию наблюдателя занимает очаровательная медсестра (Раиса Сидорчик). «Слезай с креста — дрова нужны!» — цинично бросает Лаймену в лицо одна из женщин.

Он бы и рад, но после полученных переломов недвижим, и может только слушать всю эту усладу для ушей.

Сочный эпизод в галлюцинациях героя (привет «Смерти коммивояжера»!) играет председатель Белорусского союза кинематографистов, актер молодежного театра Виктор Васильев, представая строгим отцом Фелта. В сцене, когда он пытается накинуть на сына черную накидку, — мурашки идут по загорелой коже.

В «Двоеженце» сильный актерский состав. Евгений Ивкович и Наталья Онищенко — Тригорин и Аркадина из нашумевшего спектакля Искандера Сакаева «Чехов. Комедия. Чайка». Друг главного героя (Александр Пашкевич) сдержан и тактичен, с болью наблюдает за нравственными мучениями своего товарища.

В театре им. Маяковского в постановке «Спуск с горы Морган» Леонида Хейфеца блистали Валерий Баринов и Ольга Яковлева. Баринов лежал в постели. В спектакле Мушперта в койке все же покоится перебинтованный муляж, а пострадавший Лаймен в исполнении Евгения Ивковича свободно передвигается по сцене. Но деться с этого семейного «Титаника», уже идущего ко дну, ему все равно некуда.

Будем же терпимее друг к другу! А что до спектакля — то смотреть его следует как разочаровавшимся в браке, так и желающим в него вступить. В конце концов, о семье можно сказать словами Черчилля, слегка переиначив его выражение про демократию: ничего лучше пока не придумали.

Добрый зритель в 9-м ряду.

Советская Белоруссия № 79 (24961). Четверг, 28 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter