В Театре-студии киноактера премьера - «Две стрелы»

Две стрелы и сбоку бантик

Как ни прискорбно, но закрытие театрального сезона неумолимо приближается. А пока еще есть время, пока броня крепка и сух порох, театры намерены сделать по “контрольному выстрелу” в зрительские сердца. Театр-студия киноактера представил премьеру трагикомедии “Две стрелы” в постановке режиссера Олега Киреева по сценарию известного советского драматурга Александра Володина.



Пьеса “Две стрелы” — вещь известная. В 1989 году режиссер Алла Сурикова сняла одноименный фильм, где яркие роли сыграли лучшие актеры того времени. Жанр был обозначен интригующе — “Детектив каменного века”. Начиналось там все весело. Алла Сурикова не стеснялась прямой эксцентрики, давала возможность актерам похулиганить. Была в фильме и сцена “высокой эротики”: советские режиссеры только учились снимать сексуальные сцены в отсутствие цензуры. Но закончилось все по воле драматурга грустно — хаосом и кровью.

А. Володин вообще грустный автор. Фильм по его сценарию “Горестная жизнь плута”, выпущенный под названием “Осенний марафон”, режиссер Георгий Данелия назвал в титрах “печальной комедией”. Мне кажется, что эту формулировку можно приписать практически каждому произведению Александра Моисеевича.

Печальны “Пять вечеров”. Откуда вернулся в город молодости в 1950-е годы главный герой пьесы Ильин? Конечно же, из зоны. Володин говорит об этом только намеком. Никита Михалков в своем фильме и намека решил избежать. За волей драматурга последовал только режиссер Андрей Прикотенко в относительно недавней постановке пьесы в московском театре Ленком. Андрей Соколов, игравший Ильина, был характерно обрит чуть ли не под ноль и имел замашки явно только что “откинувшегося” человека.

Печальны “Слезы капали”. Главному герою Павлу Ивановичу Васину попадает в глаз осколок волшебного зеркала. Он начинает видеть во всем только плохое: обижает жену и детей, уходит из семьи, ругается с начальством. Пытается покончить с собой: сначала повеситься в чужой квартире, после утопиться.

Данелия называл этот свой фильм самым мрачным. К сожалению, именно в тот период у режиссера умерли мама и сын Коля от передозировки наркотиков. Все это нашло отражение в мрачно-тревожной картине.

Печально “Назначение”. Главный герой Лямин идет на повышение, но жизнь его после этого рушится. К высокой и ответственной должности он не готов — слишком мягок и человечен. Понимает, что нужно быть как минимум сволочью, чтобы тебя боялись. Но сволочью он быть не может.

Печальны “Дочки-матери”, снятые Сергеем Герасимовым. Главная героиня Оля воспитывалась в детском доме. Она хочет найти свою настоящую мать. Поверив старому, едва сохранившемуся в личном деле письму, она приезжает из Свердловска в интеллигентную московскую семью, которая из жалости принимает ее. Но Ольга чуть ли не разрушает семейный уклад: лезет с советами, делает замечания главе семейства, профессору Вадиму Антоновичу (его блистательно сыграл Иннокентий Смоктуновский). Бацилла ли хамства, невежества поселяется в профессорском доме? А. Володин не дает на это ответа.

Но его главную мысль в “Дочках-матерях”, мне кажется, можно определить избитой поговоркой: “Простота хуже воровства”.

Кстати, похожая проблематика нашла отражение уже в наше время в комедии Авдотьи Смирновой “Кококо”, где она и как режиссер, и как автор сценария однозначно заявляет: барьер между интеллигенцией и народом непреодолим. В первую очередь из-за духовной глухоты и желания отдельных представителей народа завоевать чужое личное пространство... Еще начиная с Чехова, экранизированного позже в ленте “Неоконченная пьеса для механического пианино”, интеллигенция пыталась наладить контакт с народом. Помните, герой Юрия Богатырева говорит: “Я решил раздать мужикам все свои фраки...”. “Хороши же они будут во фраках на покосе”, — ответил ему на это здравомыслящий Платонов.

Конечно, “Две стрелы” тоже печальны. Они посвящены теме борьбы за власть, и здесь все средства хороши. Человек Боя задумал свергнуть Главу Рода и ради этого посеять в племени тревогу и вражду и даже пойти на прямое убийство. По его мнению, мягкое правление Главы не отвечает требованиям времени. Надо становиться жестче, циничнее, агрессивнее... Ничего не напоминает? Мне напоминает предвыборные лозунги миллиардера Дональда Трампа или речи французского политика Марин Ле Пен.

В “Двух стрелах” Олега Киреева замечательные актерские работы. Особенно выделяются молодой актер Антон Жуков, недавно сыгравший эмоционально сложную роль в независимом проекте “Опиум” Александра Марченко, заслуженный артист Республики Беларусь Александр Кашперов, красавица Ольга Сизова, которую и не узнать в эксцентричной роли Вдовы.

“Две стрелы” — внятный, зрительский спектакль. Он будет интересен всем, кто способен задуматься, а не только посмеяться. Премьера в Театре-студии киноактера — повод подумать всем нам в Год культуры: куда мы идем, кто находится с нами рядом, не устарели ли наши прежние ценности? Способны ли наши гуманистические идеалы дать отпор нарастающей агрессии? Или, чтобы выжить, добро должно быть с кулаками? Как же это скучно... Тем более что мы это уже проходили. В каменном веке.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter