Источник: Знамя юности
Знамя юности

Эксперт: нет доказательств, что витаминов в органических продуктах больше. Но химических загрязнителей в них меньше

Две стороны одной моркови

Наши деревенские прабабушки знать не знали, что на грядке под окном у них растут не простые морковка и капуста, а органические. Еще больше они удивились бы, узнав, что когда-нибудь за домашние яйца и творог покупатели согласятся платить в несколько раз дороже, чем за аналоги с магазинных полок. В чем же их принципиальная разница, разбираемся с заведующей лабораторией изучения статуса питания населения Научно-практического центра гигиены кандидатом медицинских наук Натальей Цемборевич. 
Наталья Цемборевич

– Наталья Владимировна, чем органические продукты отличаются от всех остальных?

– Органическая продукция отличается способом производства, когда многое отдается на откуп природе. Это не новые, а хорошо забытые старые технологии, которые использовали наши прадеды. В середине прошлого века население планеты стремительно увеличивалось, его нужно было кормить, и на помощь сельскому хозяйству пришли интенсивные агротехнологии. Сейчас в большинстве стран проблема голода решена, и возникает вопрос перенасыщения рынка продукцией, которая произведена с помощью удобрений.

– Возьмем два яйца, деревенское и фабричное. Желток в первом ярче, значит, содержит больше витаминов и полезнее, полагаем мы.

– Не надо надеяться, что пищевая ценность у органических продуктов выше. Нет однозначных доказательств, что они содержат больше белков, жиров, углеводов, минералов, витаминов. Но в органических про­дуктах меньше антибиотиков и других искусственно внесенных веществ. В этом плане органическая еда, возможно, более полезна. Но нужно по­нимать, что для всех химических загрязни­телей установлены гигие­ни­ческие нормативы, которые пре­вышать нельзя. По­казатели бе­зопасности (радиологические, микробиологические, содержа­ние тяжелых металлов, пестицидов и т. д.) для пищевой про­дукции едины, они не выделены в виде более жестких требований для органических продуктов ни в одном законодательстве. Ведь производители не могут контролировать экологические системы и в полной мере га­рантировать, что, например, в почву с дождем или подземными водами не попадут тяжелые металлы. Поэтому требования по безопасности едины: все, что продается на рынках и в магазинах, соответствует нормативам.


– На прилавках немало наименований с маркировками «био», «эко», «натуральный». Как найти в этом разнообразии органические продукты?

– Единого знака для маркировки таких продуктов нет. В каждой стране она определяется системой, с помощью которой они сертифицируются. Например, у нас есть национальная система сертификации «натуральный продукт», но она определяет только требования к составу продукции, а не к условиям производства, например, к почвам, на которых росла. Поэтому товары с маркировкой «натуральный продукт» не могут быть отнесены к органическим. Разрабатывается законопроект об органической продукции, который позволит регулировать вопросы ее производства, ввести сертификацию самих продуктов и процессов их создания. Основной разработчик – Минсельхозпрод, в рабочую группу также входят представители Мин­здрава, Государственного комитета по стандартизации, Общества защиты прав потребителей и других заинтересованных организаций. В документе пропишут требования к процессу выращивания, почве, кормам и другим этапам производства продукции. Сертификацией будут заниматься специальные аккредитованные органы, после чего производитель сможет получить сертификат соответствия и нанести знак «Органический продукт», что позволит отличить его от неорганического. Как будет выглядеть маркировка, еще предстоит определить.

– Фермерский цыпленок стоит в четыре раза дороже курицы из магазина. Будет ли большой спрос на органическое меню?

– Себестоимость продукции, выращенной в естественных условиях, выше, поскольку ее производство дороже. Та же почва без химических удобрений быстрее обедняется, а значит, урожай может пропасть или фермеру потребуются новые площади для посева. Да и внешний вид овощей и фруктов может показаться не таким презентабельным: это будет не красное блестящее яблоко, которое хранится до следующего лета, а средних размеров плод, с червоточинкой, который в естественных условиях может сморщиться, потемнеть. Захочет ли покупатель приобретать более дорогие и менее красивые фрукты? Это зависит от финансовых возможностей, желания и заботы о собственном здоровье. Но, согласитесь, потребителю надо давать право выбора, а государство должно расширять возможности производителей по выпуску той или иной продукции.

zubkova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter