Многодетную семью погорельцев закон требует оштрафовать

Две стороны одного пожара

Читатель «СБ» из Минского района Алексей Терентьев называет ситуацию, в которую попали его односельчане, абсурдом: «Семью, у которой сгорел дом и все имущество, пожарные собираются оштрафовать на 300 долларов! Мол, сами виноваты. Но разве это по–людски? Только вдумайтесь: четверо малых ребятишек остались без крова...» Действительно, в деревне Липовая Колода, в 13 километрах от Минска, утром 3 мая случился пожар: дом многодетной семьи Пытиковых вспыхнул словно спичка. К счастью, все остались живы. И теперь друзья, соседи и просто неравнодушные люди изо всех сил помогают погорельцам, призывая это делать и других — чтобы уже к будущей зиме у семьи был новый дом. На таком фоне перспектива наказания рублем и вправду в голове не укладывается.


Александр Пытиков корреспонденту «СБ» информацию подтвердил:


— Я не запомнил, на какую именно статью закона ссылался пожарный — разговор случился почти сразу после того, как затушили огонь, тогда в сознании был полный хаос. Но то, что нас ждет штраф как минимум в 700 рублей, — забыть сложно.

Сотрудник пожарного наряда, конечно, не шутил. Ответственность за «нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их выполнение, повлекшее возникновение пожара», предусматривает часть 2 статьи 23.56 Кодекса об административных правонарушениях — в виде штрафа от 30 до 50 базовых величин. Пока никакого официального заключения о причинах пожара у Александра нет. Но вполне уверенные выводы о виновности хозяев дома были сделаны на основании их же рассказов. Александр не скрывал подробностей. А когда мы встретились, признался, что до сих пор недоумевает, как пожар вообще мог случиться:

— Мы грели дом дровами. И на этот раз я протопил печку за сутки до случившегося. Вообще, никаких претензий к дымоходу у меня никогда не возникало, он был сделан капитально. Но иногда в нем загоралась сажа, что, в принципе, нормально, ведь каждый день не начистишься. Так случилось и на этот раз. Естественно, я дал саже полностью выгореть и проследил, чтобы было чисто. К вечеру труба вовсе остыла, и я еще несколько раз ее проверял до того, как лечь спать: не дымило, не коптило...

По словам Александра, он даже утром заходил в котельную с проверкой... И уже где–то час работал в сарае, когда услышал крики соседей. Выбежал — а крыша пылает. Сразу помчался в дом, где в это время находилась вся семья: две дочки, двое сыновей, жена и мама. А там — ни дымка, ни искорки, вспоминает Александр:

— Мне даже не поверили, решили, что разыгрываю. Подскочили, когда закричал, чтобы хватали документы. При этом огонь распространялся просто с невероятной скоростью! И хоть пожарная команда приехала очень быстро, спасти имущество все равно не удалось: что не уничтожил огонь, утонуло в воде. В общем, выжил только фундамент...

В этот же вечер оставшуюся без крова семью приютили добрые соседи. Поступок не просто благородный, но даже в чем–то отчаянный — ведь Татьяна и Алексей Герасимовичи тоже многодетные родители. Так что сегодня под одной крышей живут сразу 14 человек. Но и это еще не все. Буквально сразу соседка Татьяна распространила в интернете сообщения с просьбой о помощи Пытиковым в строительстве нового дома, создала отдельные странички в соцсетях. А сосед Василий Шилай придумал и установил прямо на въезде в Липовую Колоду довольно броский информационный щит — тоже с надеждой на людское неравнодушие.

— И оказалось, что все это не зря, — улыбается Александр, рассказывая, как помощь стала приходить буквально со всех сторон. — Одеждой нас обеспечили уже полностью. Помогают самые разные люди, и видно, что от души. Кто кастрюли, кто деньги, кто стройматериалы... Звонят даже из частных фирм: мол, мы тут посовещались и решили, что крышу, как дойдет дело, подарим... Тронут. Поэтому от всей нашей семьи низкий поклон каждому, кто не остался в стороне, ведь в нашем случае каждая копейка дорога.

В общем, раз уж все живы–здоровы и вокруг столько людей с добрым сердцем, то нет и повода посыпать голову пеплом, считает Александр. Да, плохо, что дом не застрахован. Но семья уже усвоила урок: все нужно делать вовремя. Не намерен Александр и спорить с профессионалами из МЧС — уж кому–кому, а этим парням виднее, кто виноват:

— Поэтому в новом доме все будет сделано так, чтобы у огня не было ни единого шанса навредить. Ни практически, ни теоретически.

Кстати
Семья Пытиковых в районе на хорошем счету. Надежда и Александр — люди трудолюбивые, живут в мире, согласии, пользуются уважением. Их дети — 12–летний Антоний, 10–летний Георгий, 8–летняя София и 6–летняя Дарья — ребята дружные, талантливые, старательно учатся и занимаются музыкой. К слову, вскоре после пожара родители очень удивились, когда обнаружили, что Антоний и Георгий, выбегая из горящего дома, тоже схватили самое важное — свои любимые гитары. А вот цимбалы 8–летней Софии, увы, пострадали.

Для тех, кто хочет помочь семье деньгами для постройки нового дома, открыт благотворительный счет.

ОАО «АСБ Беларусбанк» Филиал 511/198, код 815:

— транзитный счет — № 3819382103561, благотворительный счет — № 000011 в белорусских рублях.

На имя Пытикова Александра Сергеевича.

Комментарий

Адвокат Минской городской коллегии адвокатов Оксана Смоликова:

— Статья 23.56 КоАП «Нарушение законодательства о пожарной безопасности» является отсылочной нормой права. То есть применение ее на практике подразумевает обращение к другим нормативно–правовым актам в области пожарной безопасности. Насколько правомерно применение данной статьи к жильцам частных домовладений? Ответ находим в пункте 7 постановления Совета Министров № 399 «Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений», где четко сказано, что «граждане обязаны соблюдать установленные для проживания санитарно–эпидемиологические и технические требования, правила пожарной безопасности... установленные законодательством». И нарушение этих правил, как сказано в пункте 19, влечет ответственность в соответствии с законодательством при установлении причинной связи между действиями виновного лица и самим пожаром. Такая связь устанавливается заключением пожаротехнической экспертизы.

Как правило, следствием привлечения к административной ответственности является возмещение вреда. В данном же случае виновное в пожаре лицо причинило вред только самому себе. Однако возбуждение административного производства по статье 23.56 КоАП не относится к делам частного обвинения. Для составления протокола достаточно даже обнаружения уполномоченным лицом факта нарушения правил пожарной безопасности. Другими словами, нет необходимости в заявлении какого–либо лица, как, например, в случаях совершения хулиганских поступков или нанесения оскорблений. Впрочем, о факте пожара тоже не всегда становится известно. Скажем, в какой–нибудь далекой деревне загорается дом, который граждане тушат своими силами и пожарных не вызывают. В таком случае, конечно, виновные лица никакой ответственности не понесут, так как правонарушение не будет обнаружено уполномоченными органами.

Компетентно

Начальник Минского районного отдела по чрезвычайным ситуациям Денис Жилко:

— У нас достаточно оснований, чтобы говорить о нарушении правил пожарной безопасности в доме № 4 в деревне Липовая Колода, где 3 мая случился пожар. В частности, многие факты свидетельствуют о неисправности дымохода печи. К слову, незадолго до пожара в этом доме был инцидент, которому, к сожалению, хозяева не придали должного значения: загорелся утеплитель. И тогда огонь потушили сам хозяин дома вместе с соседом. А если бы Пытиковы все же вызвали специалистов (даже после инцидента), то наверняка была бы вскрыта часть конструкций, в котельной подежурили бы, понаблюдали бы за обстановкой... Да, в какой–то степени я согласен, что разговор о штрафных санкциях в отношении граждан, переживших пожар и потерявших практически все, как будто неуместен и нелогичен — дескать, очевидно же, что виновные в своем несчастье уже достаточно наказаны самим фактом пожара и серьезными потерями. Но мы как надзорный орган не имеем права игнорировать закон и обязаны составить протокол по факту нарушения. Ведь кто как не хозяин дома или квартиры несет ответственность за пожарную безопасность в своем жилище? Поэтому применение части 2 статьи 23.56 Кодекса об административных правонарушениях здесь абсолютно правомерно. Да, санкция достаточно сурова и почти не оставляет выбора: штраф от 30 до 50 базовых величин. Однако окончательное решение — наказывать виновных рублем или же ограничиться строгим предупреждением и разъяснительной беседой — принимает территориальная административная комиссия. Я тоже в нее вхожу. И уже сейчас могу вас заверить, что в случае с Пытиковыми обязательно будут приняты во внимание все смягчающие обстоятельства, в частности, интересы четверых несовершеннолетних детей, которым, конечно же, как можно скорее нужна собственная крыша над головой. Вообще, Министерство по чрезвычайным ситуациям сегодня проводит не карательную политику в отношении граждан, а больше предупредительную и профилактическую. Отменены и практически все надзорные проверки. Но если поводом для протокола станут объективные и веские обстоятельства того или иного инцидента, то делать поблажки и тем самым нарушать закон никто не станет.


eversman@sb.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter