Две стороны одного контракта

Трудовые отношения по контракту — эта тема “прямой линии”, которую “НГ” совместно с работниками аппарата Совета Федерации профсоюзов Беларуси проводила 19 января, вызвала широкий читательский интерес. Ситуация, изложенная в обращении жителя г.Березовка Гродненской области Александра Ликого, потребовала выезда корреспондента “НГ” и заведующего юридической консультацией главного правового управления аппарата Совета ФПБ Владимира Шелковича по указанному адресу.

“Пишу вам от имени моей жены, Смоляк Антонины Михайловны, которая в настоящее время находится в больнице. Мы живем в г.Березовка Лидского района Гродненской обл., моя жена 35 лет работает на стеклозаводе “Неман”, пришла на завод сразу после окончания школы. До пенсии ей осталось 2 года и 3 месяца. За все время работы не имела ни одного замечания, всегда была активной, практически все годы на заводе работала в профсоюзе, в настоящее время является председателем цехкома профсоюза картонажно-подготовительного цеха, работает мастером 1-й смены цеха. У нее заканчивается контракт 31 января 2007 г., она получила уведомление о том, что контракт с ней подписан не будет и она будет уволена с завода...” — так была изложена ситуация в письме.
В Березовке живет около 12 тысяч человек. ОАО “Стеклозавод “Неман” — предприятие градообразующее. Из числа всего трудоспособного населения здесь работает свыше 4 тысяч человек и лишь меньше тысячи трудятся в других сферах. Естественно, большой завод — как одна большая семья, за которую люди держатся.
Справедливости ради следует сказать, что и глава “заводской семьи” директор Игорь Батян делает все от него зависящее, чтобы коллектив сохранить. Как заверили в отделе кадров, за два последних года только один работник трудоспособного возраста, у которого истек срок контракта, был уволен по инициативе нанимателя, на что имелись веские причины. В прошлом году контракт не продлили с 24 работниками, но, судя по дате рождения, большинство из них с почестями отправили на заслуженный отдых. К слову, из 4123 тружеников завода 1117 работают по трудовому контракту. Начальник отдела кадров Валентина Набогед утверждает, что ситуация, изложенная в письме, на заводе возникла впервые.
ОАО “Стеклозавод “Неман”, к которому сейчас приковано пристальное внимание не только местной власти, но и правительства, по сути, переживает свое второе рождение: здесь идет модернизация производства. Понятно, что и от работников, которым предстоит осваивать новое оборудование, потребуется соответствующая квалификация, потому и настораживают коллектив слова “сокращение” или “контракт”. Как выяснилось, и Антонина Смоляк, о которой идет речь в письме, около года как переведена на должность мастера смены картонажно-подготовительного цеха. До этого она, бухгалтер по специальности, работала кладовщиком марок и этикеток в этом же цехе. Тогда в связи с модернизацией цеха и возникла необходимость сокращения этой единицы. По всей видимости, 35-летний стаж работы на предприятии Антонины Смоляк сыграл не последнюю роль в повышении ее в должности. Будучи председателем цехкома, Антонина Михайловна хорошо знала коллектив, который оказался в ее подчинении. Но на заводе не скрывают, что “не сработалась” начальник смены с начальником цеха Вячеславом Туром.
— В цехе, где сейчас идет реконструкция, мне нужен техник-механик, а не специалист с бухгалтерским образованием, — так вот категорично в нашей беседе изложил свои претензии к сотруднице начальник цеха.
Потому и заявление Антонины Смоляк с просьбой о продлении контракта, а срок действующего истекает 31 января, он не подписал.
У Антонины Михайловны своя правда:
— За 35 лет работы на предприятии у меня не было ни одного прогула и ни одного замечания. Я знаю свою работу, потому постоянные придирки начальника цеха считаю необоснованными.
Тем не менее отказ начальника цеха подписать заявление о продлении трудового контракта в итоге вылился в уведомление следующего содержания:
“Действие вашего контракта в должности мастера смены картонажно-подготовительного цеха истекает 31 января 2007 года. Контракт продлеваться не будет, и вы будете уволены 31 января 2007 года — с истечением срока трудового договора (п. 2 ст. 35 ТК РБ)”.
Антонина Михайловна получила его 12 января, а 15-го, сразу после выходных, женщина попала в больницу. Здесь мы и побеседовали.
На больничной тумбочке — коллективный договор ОАО “Стеклозавод “Неман”, закладка как раз на пункте 9.13, который проясняет ситуацию: “Не допускать расторжения трудового договора по инициативе нанимателя с работниками, избранными председателями цеховых комитетов профсоюза и не освобожденными от производственной деятельности, без предварительного согласия профкома”.
В данном случае в пользу Антонины Смоляк и еще один пункт колдоговора: 1.5 (раздел № 1), который гласит: “Нормы и положения генерального, отраслевого и местного тарифных соглашений обязательны для исполнения нанимателем и профкомом”. Остается констатировать, что п. 49.9. Генерального соглашения между правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов рекомендует включать в тарифные и местные соглашения, а также в коллективные договоры следующее положение, предусматривающее: “заключение (продление) контрактов с работниками, которым осталось 3 и менее лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста, на срок не менее чем до достижения ими пенсионного возраста”. В свою очередь тарифное соглашение между Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, Союзом строителей и Белорусским профессиональным союзом работников строительства и промышленности строительных материалов на 2006—2008 годы в п. 6.10 определяет “Не допускать увольнения по сокращению штатов и отказа в заключении контракта до достижения пенсионного возраста тех работников, которым осталось 3 и менее лет до пенсии, кроме уволенных работников при ликвидации организации”. Напомним, что Антонине Смоляк до пенсии осталось 2 года и 3 месяца.
Почему работница, член цехового комитета, сразу не обратилась в профком или не пошла на прием к директору, а восприняла уведомление, образно говоря, как “приговор”, который обжалованию не подлежит? На этот вопрос Антонина Михайловна ответила:
— Я думаю, что директор справедливо и детально разобрался бы в ситуации, если бы я попала лично к нему на прием. Но в тот день это сделать не удалось, а в понедельник я уже была в больнице.
Что же касается защиты работников со стороны профсоюзов, то заведующий юридической консультацией главного правового управления аппарата Совета ФПБ Владимир Шелкович прокомментировал ситуацию так:
— В целях исключения субъективизма нанимателей при применении контрактной системы найма профсоюзы ведут активную работу по включению отдельных норм, улучшающих положение работников, в тарифные и местные соглашения, а также в коллективные договоры, которые регулируют трудовые и связанные с ними отношения у каждого конкретного нанимателя. Это позволяет отнести к категориям более защищенных тех либо других работников в зависимости от конкретных обстоятельств. При этом следует отметить, что в Указ Президента № 180 внесена норма, которая обязывает нанимателя уведомить работника, с которым заключен контракт, о намерении продлить либо прекратить с ним трудовые отношения. Эти две недели позволяют осмыслить суть уведомления, получить необходимую правовую консультацию и найти те обстоятельства, которые предоставляют определенные социальные гарантии.
Остается констатировать, что в данном случае коллективный договор, принятый ОАО “Стеклозавод “Неман”, правовую защиту гарантирует, а то обстоятельство, что работница получила уведомление заблаговременно, позволило детально разобраться в ситуации.
Как заверили в заводоуправлении, Антонина Смоляк работы не лишится.

P.S. Ответы специалистов на остальные “контрактные” вопросы, поступившие на “прямую линию” “НГ”, вы сможете прочесть в ближайших номерах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter