“Две сестры” Кима Брейтбурга

Известный российский композитор и продюсер, возглавивший нынче жюри на конкурсе молодых исполнителей “Славянского базара в Витебске”, знает “формулу успеха” и не держит ее в тайне Известный композитор, аранжировщик и музыкальный продюсер, заслуженный деятель искусств России Ким Брейтбург в особом представлении не нуждается. В свои 52 он успел многое сделать. Его песни исполняют звезды Алла Пугачева, Валерий Леонтьев, Лариса Долина, Валерий Меладзе, Филипп Киркоров, Борис Моисеев, группа “Премьер-министр”. Этот список можно продолжить. Выступив в роли продюсера телепроекта “Народный артист”, он продолжает опекать его победителей Алексея Гомана, Александра Панайотова, Алексея Чумакова, Руслана Алехно, Марину Девятову, которые стремительно “оперяются” и набирают высоту.

В молодости Ким Брейтбург и сам блистал на сцене. В середине 70-х прошлого века он стал основателем и вокалистом группы “Диалог”, которая просуществовала почти 15 лет и имела большой успех. Помимо всего прочего Ким Брейтбург — высококлассный звукорежиссер, а для некоторых песен сам и стихи пишет. Успел он внести творческий вклад и в единение народов Беларуси и России. В 2005 году на “Славянском базаре в Витебске” за песню “Две сестры” ему был вручен Специальный диплом Постоянного комитета Союзного государства. Строка из этой песни стала названием и лейтмотивом авторского концерта Кима Брейтбурга “Две сестры — Беларусь и Россия”, который состоялся прошлым летом на витебском фестивале и украсил День Союзного государства. Не было у него секретов и от журналистов.
— Ким Александрович, вы родились во Львове, тем не менее чувствуется, что уже прикипели сердцем и к Беларуси. Ваш продюсерский центр взял “под крыло” победителя второго телепроекта “Народный артист” белоруса Руслана Алехно.
— С Беларусью меня связывают и история нашей семьи, и музыка. Мои дед и отец воевали на белорусской земле в годы Великой Отечественной войны, так что для меня это святая земля. Кроме того, огромное впечатление произвел на меня в молодые годы ансамбль “Песняры”, который представлял Беларусь на советской эстраде. Мне очень близко творчество Владимира Мулявина, создавшего этот уникальный коллектив. Он до сих пор остается для меня музыкантом большой величины, неповторимой личностью.
Что же касается песни “Две сестры”, не последнюю роль здесь сыграло появление Руслана Алехно, талантливого парня из Беларуси. У меня возникла идея написать песню, которую исполнили бы представители Беларуси и России — два наших “народных артиста” Алексей Гоман и Руслан Алехно. Я очень рад, что песня получилась и многим понравилась, что она была отмечена Специальным дипломом Постоянного комитета Союзного государства. Я не преследовал никаких конъюнктурных целей, не было и никакого заказа на такую песню. Наши две страны тесно связаны исторически, они неразделимы. Сама же песня лишена всякого пафоса, в ней нет лозунгов типа “Да здравствует Союзное государство!” Она абсолютно лирическая, очень личная. Вслушайтесь в слова — они замечательные.
— Последует ли развитие этой темы в вашем творчестве?
— Я не собираюсь клонировать эту песню. Мне не очень импонирует в шоу-бизнесе, когда после удачной песни появляется целая серия похожих. Но зато специально к прошлогоднему “Славянскому базару в Витебске” я написал две песни на стихи белорусских поэтов. Одну из них — “Мроя” — исполнил на белорусском языке на моем авторском концерте в Витебске Руслан Алехно. А вторая песня на стихи белоруски Виктории Соловьевой “Новый день” прозвучала в финале на двух языках — русском и белорусском. И это не клон, а совсем другая по характеру песня. Сотрудничество с белорусскими исполнителями продолжается. В этом году написал несколько песен для Ирины Дорофеевой.
Мне было очень приятно, что в моем авторском концерте приняли участие не только российские, но и белорусские исполнители — Ядвига Поплавская и Александр Тиханович, Анатолий Ярмоленко и ансамбль “Сябры”, а также Государственный ансамбль танца Республики Беларусь. Хорошо спелись в этот вечер Алексей Чумаков и переехавшая из Беларуси в Россию Анжелика Агурбаш. Думаю, приятным сюрпризом для зрителей стало и выступление “воскресшей” группы “Диалог”.
— Зачастую можно услышать такой “приговор”: российский шоу-бизнес скорее мертв, чем жив. Вы с этим согласны?
— На эту тему можно рассуждать долго. На мой взгляд, “оживить” российский шоу-бизнес трудно, потому что не работают законы. Об этом много говорят, но мало что делается. Даже в центре Москвы под носом у чиновников процветает торговля пиратскими дисками, и все на это закрывают глаза. Я считаю, что до тех пор, пока не появится цивилизованный рынок музыки на так называемых механических носителях, никакого бизнеса в этой сфере не будет. Сейчас это все кустарщина. Возможно, что-то изменится в лучшую сторону после вступления России в ВТО, и страна вынуждена будет обратить серьезное внимание на защиту авторских прав и интеллектуальной собственности. Пока с этим — глухо, поэтому и такой “мертвый” шоу-бизнес.
— В Беларуси, чтобы поддержать отечественных исполнителей, в радиоэфире введен жесткий регламент: должно звучать не меньше 75 процентов белорусской музыки. Как вы относитесь к такому регулированию?
— Я считаю, что какие-то формы защиты национальной культуры в таких небольших государствах, как Беларусь, должны существовать. Франция тоже ведь ограничивает количество американской музыки в эфире, потому что если этого не делать, то эти транснациональные музыкальные брэнды, имеющие огромный бюджет, заполонят весь эфир, все культурное пространство. Так, кстати, и произошло во многих странах, когда американская музыка и кино вытеснили всю национальную культуру. Поэтому какие-то квоты и лимиты нужно вводить обязательно. В разумных пределах, конечно.
В России в этом плане, мне кажется, ситуация несколько проще. Мы сейчас наблюдаем ренессанс российского кинематографа. В стране достаточно много радиостанций, которые передают песни только на русском языке. И это нормально.
— Известна ли вам “формула успеха”? Как сделать из обычного провинциального мальчишки звезду?
— Прежде всего этот мальчишка должен быть талантлив. Потому что на самом деле никакие продюсеры не в состоянии сделать из бездарного человека выдающегося артиста. В случае же с “народными артистами” мы имеем дело с очень талантливыми ребятами. Причем их выбрали даже не мы, а публика, народ.
В любом случае надо помогать талантливым людям. Хоть это и банально звучит, но бездарности, как говорится, пробьются сами. А талантливые люди зачастую ранимы, в каком-то смысле слабо защищены психологически, потому что, занимаясь творчеством, они оголяют свою внутреннюю сущность. Им нужна и моральная, и материальная поддержка, чтобы они могли более или менее сносно существовать.
Ну а “формула успеха”, на мой взгляд, состоит из трех элементов: талант, трудолюбие и удача.
— Но ведь Фортуна может и не улыбнуться...
— Однако надо всегда быть готовым к тому, что удача улыбнется. А то ведь зачастую получается как: сплошное брюзжание, мол, невозможно выбиться в люди, нет денег и при этом — абсолютное бездействие. Я же считаю, что нужно быть готовым к тому, что судьба в какой-то момент даст отмашку: “Вперед!” Найдутся и деньги, и продюсеры, и пресса появится на твоих концертах. И к тому, кто готов, успех приходит. А тот, кто не готов, пролетает.
Это наглядно демонстрируют и кастинги, когда происходит отбор желающих стать участником проектов “Фабрика звезд”, “Народный артист”. Приходит много хороших музыкантов, за плечами у которых престижные вузы, но зачастую они психологически и творчески абсолютно не готовы к конкурсам. Сами они, может, и считают, что что-то собой представляют, на самом же деле — ничего особенного. И таким людям указывают на дверь. Они уходят обиженными и порой начинают говорить, что все в этих проектах куплено. По крайней мере, за проект “Народный артист” я отвечаю полностью — там никаких взяток и ничего подобного существовать не может. Слишком много людей в этом процессе участвует, всех не купишь. Да и сами можете судить — в победители вышли простые ребята, у них небогатые родители.
В судейской команде, которую на XVI международном фестивале искусств “Славянский базар в Витебске” возглавляет Ким Брейтбург, также народный артист Беларуси Александр Тиханович, болгарский журналист Николай Текелиев, композитор и певец Драголюб Сладоевич (Босния и Герцеговина), продюсер из Литвы Элиюс Романовас, польская певица Кристина Гижевская, продюсер Драгиша Банянин (Сербия), румынский композитор Николае Каражиа.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter