По разные стороны реки Западный Буг живут две деревни с одним названием – Непли

Две сестры – две судьбы

Мы живем в очень уютной и компактной стране, которую вдоль и поперек можно проехать за 6—7 часов. Все люди и новости на виду, большинство тайн и загадок поминаются в СМИ по третьему кругу. А читатель ждет новизны! Что же там, за горизонтом? Ответить на эти вопросы мы решили, заглянув в гости к нашим соседям из России, Украины, Польши и Прибалтики. За сколько сегодня покупают нашу солярку на той стороне? Как научился зарабатывать на туристах польский Августов? Что такое янтарный бизнес по-украински? Как вывезти из страны 20 тонн металлолома и живым доехать до ближайшей российской скупки? Сколько стоят услуги смоленских «чекистов», виртуозно подделывающих чеки и квитанции всех народов и компаний мира?

Эти и десятки других тем находятся сейчас в разработке у наших репортеров из Бреста, Витебска, Гродно, Гомеля и Могилева. В субботних репортажах они поделятся с вами своими наблюдениями и открытиями, привезенными из командировок. Словом, «Пограничье интересов» обещает быть интересным. Следите за номерами газеты!    
  



В десяти километрах от Бреста, у самой границы с Польшей, стоит деревенька Непли. В десяти километрах от польского Тересполя, у самой границы с Беларусью, как бы вглядывается в даль другая деревенька. Тоже Непли. Между тезками – река Западный Буг, по которой проходит государственная граница. Поэтому, чтобы попасть из одного села в другое, сегодня требуются виза, билет и несколько часов ожидания. Однако были времена, когда над Западным Бугом тянулся деревянный мост. А жившие у реки люди беспрепятственно ходили друг к другу в гости, называя себя односельчанами. Корреспондент «Р» разыскала старожилов обеих Неплей, чтобы узнать, что до сих пор объединяет тех, кого больше 70 лет назад разделила граница. 

Самотканая память


Мария Волосюк родилась в польских Неплях в 1947 году. Но мама ее, тоже Мария, — из-под Пинска. На белорусской земле познакомилась она с будущим мужем Казимиром. Тот был военным, служил в полесских краях. В 1930-х молодожены выехали в Варшаву на заработки:

В нашей деревне сегодня 45 домов и более 80 жителей

– Когда началась война, родители попытались вернуться на родину, – вспоминает мамины рассказы 69-летняя Мария. – Но граница в Тересполе оказалась уже закрытой. Их просто не впустили в Беларусь. 

Мария и Казимир остались в Неплях. Здесь работали. Здесь появились на свет Мария и ее двое братьев. Поднимать семью было тяжело: ни родни, ни знакомых. Конечно, после установления мира родители Марии предпринимали попытки увидеться с близкими. Но впервые дети попробовали бабушкиных пирогов только в 1958 году. Марии было 11 лет. Ей понравилась и запомнилась Пинщина.



Повлияло культурное прошлое и на выбор профессии: всю жизнь Мария Казимировна учила русскому языку школьников. Сейчас двоюродно-троюродная связь с Беларусью налажена. Только возраст у бабушки не тот, чтобы путешествовать…

В память о покойной маме Мария хранит самотканые и расписные рушники. Полосатый – чтобы застилать «канапку». С цветами – подарок для дочери. Похожие один на другой, тканые и расписные отголоски прошлого до сих пор живут в неплянских хатах по оба берега Западного Буга. Неудивительно, ведь исследователи часто трактуют польское Подлясье и белорусское Полесье как один культурный регион. Говорят, что местные люди имеют схожее представление о мире. Например, и на белорусской, и на польской территории на домах встречается изображение аиста — святой птицы, дарящей благополучие. 

Прослеживается полесская архаика и через традицию рушников, продолжает доктор филологических наук, профессор кафедры белорусского литературоведения БрГУ имени А.С. Пушкина Инна Швед: 

– Наши исследования показали, что характерная Белорусскому Полесью традиция рушников проходит полосой также по польскому Подлясью. Вероятно, вглубь Польши волна традиционности обрывается. Конечно, у европейских соседей обычай сохранился не в таком виде, как у нас. Сказывается влияние другой культуры. Но даже сейчас на некоторых «крыжах», стоящих на въезде в подлясские деревни, висят рушники. Редко, но встречаются рушники в так называемых красных кутках. Вырождается на польской стороне и характерный Полесскому региону орнамент на рушниках. Традиционно это вышивка архаического типа. С геометрическими фигурами, когда в изображенном угадывается локальность. У поляков этого почти не осталось: в последнее время хозяйки чаще украшали свои вышиванки цветочной гладью. Однако в беседах польские бабушки подтверждают, что еще в 1960-е годы рушники активно использовались в ритуалах. 

Маленькая  Швейцария


Но не надо обвинять в забвении традиций одну лишь историю. Уходят в прошлое люди, а с ними – и удивительные умения, до которых современному человеку, к сожалению, нет охоты. Или времени. Как мы сетуем на современную деревню? Сокращается население. Мало молодежи. Некому передавать культурный код. Однако наши деревни-близнецы в этом контексте совсем непохожие. 

Польская половина деревни сегодня.

Староста деревни Ричард Кухарский подсчитал: в польских Неплях сегодня живет около 250 человек. Два с половиной десятка – дети. Собеседник согласен: деревня по сравнению с 1960-ми годами малолюдна.

Когда-то тут работали обувной магазин и магазин одежды, таверна, скупка у населения излишков сельхозпродукции. Все это закрылось. Здания пустуют. Или переоборудованы под жилье. То тут, то там зияют ветхие бревенчатые хибарки. Кое-что покупается, ремонтируется и используется под летние домики. В основном облюбовали под дачи этот регион жители Варшавы. 

В должности старосты (солтыс по-польски) Ричард КУХАРСКИЙ около 15 лет.

Сейчас в деревне работают школа (ее посещают жители Неплей, Кузавки, Стажинки и Кшычева), магазин, два постоялых двора, пожарная станция, костел, контора лесничего. Есть парк. За прекрасные виды его прозвали неплянской Швейцарией. Несколько раз на день из Тересполя курсирует рейсовый автобус. 

В то же время белорусские Непли сегодня – это престижный «спальный район» областного центра. Судите сами: от центральной площади Бреста до деревни чуть больше десяти километров. Деревня разрастается за счет новой застройки. Управляющий делами Клейниковского сельисполкома Юлия Дорошук подтверждает: если в 2012 году в Неплях проживали 

57 человек в 28 домах, то в нынешнем году в деревне уже 45 домов и 81 сельчанин. Из них 20 – несовершеннолетние. Правда, с инфраструктурой еще есть вопросы: нет магазина, рейсовые автобусы заезжают через день. Если что-то срочно понадобится, нужно ехать шесть километров в соседние Клейники. Или в Брест.


Рассматривая исторический альбом о Неплях, обнаружила архивное фото затопленных домов. Знаете ли вы, что брестчане давно окрестили наши Непли белорусской Венецией. За то, что весной во время паводка уровень воды поднимается так высоко, что заливает проезжую часть. Получается, природные «игры» пробудившегося Западного Буга – общая для одноименных деревень проблема. Иначе быть и не могло: обе деревни стоят у реки и одинаково остро испытывают сезонное ненастье. К счастью, последние пару лет паводки обошли обе деревни стороной.

В эмиграцию на коне


Белоруска Тереза Разыкова почти одногодка Марии Волосюк, родилась в 1949 году. Только по другую сторону Западного Буга. Так же, как и у польки, у нее есть родственники «там». 

В 1950-е годы родная тетка маленькой Терезы Ядвига села на коня и поехала в Польшу. И не вернулась. Вышла замуж. В браке родилось пятеро детей. Вот так у Терезы Михайловны появились европейские родственники. Двоюродные сестры и братья до сих пор живут в деревнях Подлясья. А пенсионерка Тереза то в гости к ним ездит, то к себе приглашает. Правда, выйдя замуж, уехала с мужем в Татарстан. Но 16 лет назад вернулась на родину. Народ тогда выбрал ее старостой деревни: за пытливый интерес к прошлому, за уважение к традициям.


Старосту Терезу РАЗЫКОВУ односельчане уважают

– Буквально неделю назад мы поставили на въезде в деревню новый «крыж», – подчеркивает важность соблюдения обычаев Тереза Михайловна. – Завязали рушничок, как полагается. Теперь наша деревня под божьей опекой.

Хотя не все традиции удается сохранить. Например, свадьба. Свадебный обряд на Полесье – колоритный, самобытный, живой. Но последний раз классическая сельская свадьба в белорусских Неплях была около десяти лет назад. Женился сын Терезы:

– По таким обрядам выходили замуж и я, и моя сестра. 

Каждое действие в ритуале  продумано до мельчайших деталей. Например, огромное значение на Полесье уделяют приготовлению каравая. Он имеет статус святого хлеба. Символизирует жениха и невесту по отдельности, их соединение в браке как супружескую пару и дальнейшую судьбу как продолжение рода. Чтобы семейная жизнь была счастливой, каравайницы должны выполнять особые действия, рассказывает профессор Инна Швед:

– Тесто месили женщины или девушки, на Брестчине – крестные матери. Нельзя было перемешивать кулаками. Мяли руками, чтобы муж не поднимал руку на жену. При этом пели что-то вроде «Стук-постук на дворы, коровай мисять на столы, биленькымы ручэнькамы, золотымы пэрстэнькамы». Тесто на дрожжах должно было хорошо подняться, что предопределяло благополучие молодых. Ведь они также находились в состоянии рождения и роста. Одно целое, семья. Считалось, насколько хорошо поднимается каравай, так быстро прибывает доля молодых.






Еще на Полесье существует традиция класть монеты в каравай. Для богатства. Вдавливать их в тесто должен отец невесты на определенном этапе. Например, в Каменецком районе сначала первая каравайница клала подошву, то есть нижний слой каравая, вторая каравайница лепила из теста крест и помещала его на подошву, затем из теста делали солнце, им закрывали крест. После этого отец завернутым в полотенце локтем правой руки трижды вдавливал монеты в солнце. Обычай приготовления свадебного каравая в кое-каких местах Полесско-Подлясского региона еще фиксируется, но живет он, как правило, в памяти старожилов. 

Гуляй, деревня, гуляй, народ


Как поддерживают свои традиции современные Непли? Где и по какому поводу встречаются сельчане? В последний раз с польской стороны музыка и смех доносились 15 сентября: деревня отмечала «Дожинки». На празднике урожая собрались жители четырех деревень, входящих в приход Воздвижения Креста в Неплях. Входной билет – лакомства собственного приготовления. Был и суп в тыкве, и сдоба, и компоты, и овощи. Но главный «герой» праздника – каравай. Его по традиции разламывают ксендз и глава гмины, а потом идут в народ и делятся с присутствующими. Когда-то в Неплях проводили другой массовый праздник – 1 Мая. Школьники готовили концертные номера, деревня собиралась на площади и веселилась. Сейчас неплянцы чаще всего встречаются и общаются в костеле. «Дожинки» в деревне организовали впервые.


Местный плов — особенно вкусный.


Дрожжевые блины в польских Неплях пекут по тому же рецепту, что и на белорусской стороне.

Не так давно отгремел один из самых долгожданных праздников и белорусских неплянцев. 28 августа отметили День деревни – объединенный день рождения деревень Непли и Клейники. Испеченный с соблюдением полесских традиций каравай, выставка народных промыслов, концерт. Наши люди любят массовые гулянья. А местные власти устраивают их на главной площади в Клейниках регулярно: Новый год и Колядки, 9 Мая, 8 Марта, День матери, «Дожинки». «Кроме того, за последние два года мы восстановили традицию празднования Масленицы и Купалья», – итожит председатель Клейниковского сельисполкома Елена Мельник. 

Остановка «17 Сентября»


76-летний Валентин Омельянюк – поляк, родившийся и выросший в Неплях под Тересполем. Дедушка помнит времена, когда река еще не была рубежом для двух народов и неплянцы на лодках ездили друг к другу в гости. Непли были одной деревней. А чтобы не возникало путаницы, нынче белорусскую часть называли Неплями Забужскими. Попасть на противоположный берег можно было по деревянному мосту, который построили чуть поодаль от Неплей, у деревни Леги. Или на лодке. Базель, дядя Валентина, часто плавал к забужским неплянцам. За рекой у него была невеста Станислава. Поженившись, Базель остался жить на стороне Стаси. Теперь он, его дети и внуки – белорусы. Живут в приграничных Козловичах. Почему не в Неплях? Интересный, но объяснимый вопрос: после установления границы многие хозяева из приграничных деревень переносили дома вглубь, ближе к Бресту. Нередко – даже в другую деревню. Тереза Разыкова подтверждает факт: помнит деревянную хатку, стоявшую в Катином Бору, которая уже лет пятьдесят соседствует с ее домом в Неплях.

Традицию ткать и расписывать рушники в польских Неплях поддерживали долгие годы.

Из местных достопримечательностей польские неплянцы любят водить туристов к «белой бабе» – камню раннего Средневековья замысловатой формы. Некогда люди верили: сбрось эту каменную «даму» с горы — жди беды. Так она и стоит нетронутая не первую сотню лет. Белорусским неплянцам тоже есть чем заинтересовать: например, таинственной историей крушения самолета В-25 «Митчелл». Немцы подбили бомбардировщик в июле 1944 года, в огне он упал на белорусско-польской границе. До прошлого года лежал в земле. Останки советских летчиков откопали поисковики. В мае этого года их перезахоронили, а историю «Митчелла» воссоздали в мельчайших подробностях. В общем, тем для обсуждения немало. 

Каменная «баба».

Пожалуй, в любом городе Западной Беларуси есть улица 17 Сентября. Сегодня она почти немое напоминание о событиях 1939 года. Но история не мешает дружить, общаться и подмечать друг у друга лучшее тем, чьи судьбы и биографии разделила граница.

Старонкі гісторыі

Чым займалася насельніцтва Палескага ваяводства, у склад якога ўваходзілі Нэплі, у 1920—1939 гадах?

Асноўная частка працаздольнага насельніцтва была занята на сельскай гаспадарцы – 145 142 чалавекі. Сацыяльная структура ў павеце была наступная: у прамысловасці працавала 25 406, у гандлі – 11 957, на транспарце – 11 181, на дзяржаўнай службе – 5784, у сістэме адукацыі і медыцынскіх установах – 3761, у лясной гаспадарцы, рыбалоўстве, агародніцтве – 988, у іншых сферах – 11 708 чалавек.
Кніга «Памяць», Брэсцкі раён

Рецепт из польских Неплей

Сок из аронии

1,5 кг аронии, 3 литра воды, 450 листиков вишни или малины. Варить полчаса. Выдавить сок, процедить, добавить 2 кг сахара и 3 чайные ложки лимонной кислоты. Варить еще 15 минут. Полученный сироп остудить в бутылке. Разбавлять водой по вкусу.

Из книги польского автора Леха Лукашука:

«Непли – небольшая деревня в гмине Тересполь. Расположена в устье реки Кжна. Имеет богатое историческое прошлое. Археологические исследования, проведенные учеными в конце девятнадцатого века, подтвердили существование поселений между реками Кжна и Западный Буг эпохи палеолита... Основана в 1430 году. Деревня лежит на пограничной реке Западный Буг».

hanna.petrachenka@yandex.ru

Фото автора, собеседников и Александра ШУЛЬГАЧА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter