Ольга Клебанович — о судьбе, семье и призвании

Две счастливые семерки

В детстве она хотела пойти «в медицину», но после окончания школы отнесла документы в консерваторию. На вступительных испытаниях спела арию Вани из «Ивана Сусанина» и Леля из сказки «Снегурочка» Николая Римского‑Корсакова. И… прошла. Но забрала документы и отправилась с ними в театрально‑художественный институт: знакомый сказал, что в драматическом театре можно одновременно и петь, и танцевать, и вообще быть другим человеком. Сегодня Ольга Клебанович — известная актриса, народная артистка, которая вот уже 55 лет верна одним подмосткам, сцене Национального академического драматического театра имени М. Горького. А еще она по‑прежнему востребована в кино и на телевидении. В прошлом году Ольга Клебанович попробовала себя в роли режиссера: на сцене родного театра поставила «Братьев Карамазовых». На очереди — еще одна премьера. И снова, к слову, по русской классике. 

— Ольга Михайловна, «Братьям Карамазовым» уже три месяца. И каждый раз — полный зал благодарных зрителей. Сами‑то довольны спектаклем? Как считаете, все получилось? 

Ольга Клебанович: Играю в основном лирико-комедийные роли.
НАДТ ИМ. М. ГОРЬКОГО
— Я очень ждала премьеры. Но меня настиг коронавирус, десять дней пришлось провести в больнице. Однако к сдаче успела. И знаете, что меня постоянно поражало на первых показах? Полная тишина в зале. Зрители сидели как завороженные, внимательно слушая этот великий текст. Поэтому даже если у меня что‑то или где‑то не получилось, то Федор Михайлович своей потрясающей литературой все спас. 

Могу похвастаться: спектакли по‑прежнему идут при полном зале. Работает сарафанное радио, зрителю постановка интересна. Вообще, я довольна своим первым режиссерским опытом даже в плане взаимодействия с коллегами. Их внимание и доверие ко мне дорогого стоят. Они действительно стараются прожить эту историю, полностью погрузиться в глубину литературы Достоевского. Стараются быть достойными этого автора. 

— Перед тем как прийти на спектакль, зрителям стоит прочитать роман? 

— Мне кажется, его стоит прочесть, даже если человек и не собирается в театр. Для меня, например, держать в руках томик Достоевского — это уже наслаждение. Конечно, вместить весь роман в двухчасовой спектакль просто невозможно. Но у нас с Сергеем Михайловичем (Ковальчиком, художественным руководителем постановки. — Прим. ред.) и цели такой не было. Если человек прочитал первоисточник — хорошо. Если нет, переживать не стоит. Мистический детектив (так мы определили жанр нашего спектакля) все равно затягивает. Потому что есть, с одной стороны, примитивная фабула — убийство отца. Мы сделали «Братьев Карамазовых» очень насыщенными: только успевай следить за событиями! 

— После Достоевского, слышала, у вас в планах Тургенев? 

— Да, 1 марта, если все будет по плану, приступаю к «Месяцу в деревне». Мы неслучайно пошли по классикам. До этого несколько лет театр увлекался легким жанром, делая спектакли в угоду зрителям. Было непростое время: ремонт, коронавирус… А сейчас, на мой взгляд, появилась потребность омовения классикой. Тем более в следующем сезоне театру 90 лет.

— Но ведь и у вас в сентябре тоже красивый юбилей — 55 лет служения в театре Горького.

— Правда? Даже не считала, если честно. Некоторые коллеги, бывает, сетуют: «Как быстро пролетела жизнь, не хватило времени ничего осознать…» Я такого сказать не могу. У меня очень насыщенная, я бы даже сказала, полнокровная жизнь. Во‑первых, мне повезло: выбрала профессию, которая мне по плечу. Скажу даже чуточку нахально: я на своем месте, и меня это радует. Каждый сезон наполнен большими прекрасными ролями, признанием зрителей, любовью коллег. Во‑вторых, несмотря на плотную загруженность в театре, я умудрилась родить двух чудесных детей, была замужем за совершенно замечательным человеком… Куда уж лучше? Остается только Господа поблагодарить за такую прекрасную дорожку. А еще, если все сложится, то летом наберу в академии искусств актерский курс. Театру нужна талантливая молодежь.

— А ведь вы сами стали известной, еще даже не начав играть в театре — просто один раз появились на обложке «Огонька», журнала с многомиллионным тиражом. Как так вышло? 

— Я училась на втором курсе театрально‑художественного института, когда в Минск приехал фотограф из Москвы. Искал студентку, которая олицетворяла бы собой Беларусь. А у меня было две косы, круглая мордашка… Ну вот как‑то так решили, что это буду я. И мое фото появилось на обложке. Что потом началось, вы не представляете! Писали из армии, из тюрем, письма приносили мешками. Мама как‑то спросила: «Ты будешь все это читать?» На что я ответила: «Конечно, буду! Нужно уважать людей». Хотя меня мало интересовали эти любовные дела, я была сосредоточена на учебе. 

— Как вы познакомились со своим будущим мужем, известным актером Александром Денисовым? 

— Однажды режиссер Валерий Поздняков, к которому в Минск приехал актер Саша Денисов, подозвал меня и говорит: «Ольга, иди познакомься со своим будущим мужем». А я ему в шутку: «Да? Ну, тогда ему нужно занять очередь» — и пошла себе дальше по делам. Однако после репетиции Александр уже ждал меня: «Я не навязываюсь. Но я только приехал и еще никого не знаю. Может, вы покажете мне город?» Так, в общем‑то, все и началось. И продолжалось шесть лет. Потому что в то время смысл жизни для меня был в том, чтобы освоить профессию. 

— Но Александр в итоге добился того, чтобы вы стали его женой? 

— Он понял, что я достаточно категорично отношусь к каким‑то вещам, и пошел по другому пути: начал ходить в гости к моей маме. То они пельмени варили вместе, то картошку жарили… И мама совершенно поплыла, прятала от меня любовные письма остальных поклонников… Как‑то открываю я дверь, а на пороге стоят Саша и Гена Овсянников (актер Купаловского театра, народный артист СССР. — Прим. ред.). Гена говорит: «Здравствуйте, я сват. У вас товар, у нас купец». И пошло‑поехало. 

— Два известных актера в одной семье. Как вы делили обязанности? 

— Если у меня спектакль, Саша и мама с детьми. Если у Саши съемки и он улетает куда‑то, значит, я остаюсь на службе нашей семейной идиллии. И даже после съемок в «Государственной границе», когда к нему было повышенное внимание, на семье это никак не отразилось. 

— Вернемся к театру. В текущем репертуаре у вас четыре спектакля. Это много или мало? 

— Сейчас такое время, когда все болеют, так что я выхожу даже чаще, чем нужно. Домашние меня берегут. Знают, что я боевая единица, как актриса востребована все время. Играю в основном лирико‑комедийные роли, хотя трагедийных у меня в свое время было достаточно: например, в «Знаке беды» по Василю Быкову, в спектакле «Возвращение в Хатынь» Алеся Адамовича. Пока же от таких ролей просто отдыхаю. Сейчас как режиссер сдала «Братьев Карамазовых», потом будет «Месяц в деревне» Тургенева. Затем, возможно, появится какая‑нибудь большая роль, чтобы я, так сказать, восстала из пепла. 

— В кино, знаю, этот сезон вы пропускаете... 

— Да, берегусь как могу. Я и так на сцене без маски. Поэтому на все предложения о съемках пока говорю «нет». Довольствуюсь малым, у меня нет желания заработать все деньги мира. Есть актеры, которые не могут остановиться, им нужно больше и больше. Я не из их числа. Мне хватает работы в театре. Востребованности в кино тоже достаточно. Часто зовут и на главные роли, и в эпизоды, и на ведущие роли — мамы, бабушки главного героя. Мне повезло поработать со всеми талантливыми советскими и позже — российскими режиссерами. Снялась, скажем, в двух фильмах у Валерия Тодоровского. В «Оттепели» была роль второго плана, в «Любовнике» эпизод. Тодоровский — чудесный, талантливейший человек, это давно всем известно. 

— 25 февраля у вас день рождения — «две семерки», как вы говорите. Красивая дата. 

— Очень. Своего возраста я не стесняюсь и не скрываю. К каждому году жизни отношусь с уважением. Две семерки — это хорошо, но две девятки будет еще лучше.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter