Две пятерки

В  театре  и  кино  режиссер  Александр Ефремов делает  только  то,  что  любит

В  театре  и  кино  режиссер  Александр Ефремов делает  только  то,  что  любит

1 мая – день рождения Александра Ефремова. Ну вот, выбрал же себе праздник всех трудящихся! Не случайно, так оно и есть. 55 лет – две пятерки в его не самом большом юбилее – за труд и талант. 

Не хочется писать творческий портрет режиссера, который и без того известен. Лучше – о Человеке, его Труде, его Таланте. Он из того поколения, которое оказалось никому не нужным. «Шестидесятники», интересные своей самобытностью и невысказанными мыслями, прочно заняли все вакансии  в кинематографе и ни на шаг не отступали от завоеванных мест. Ефремов пришел вслед за ними, и что ему оставалось, кроме стенаний и горьких сетований на свою судьбу? Но делать этого он не стал. Не хотел или, скорее, не умел. 

У Булгакова говорят о «нехорошей» квартире. О нашей киностудии можно было бы говорить, как о «нехорошем» доме. Там поселились «шестидесятники», а при них даже дыхание строго регламентировалось. Хотя я и сам отношусь к поколению «шестидесятников», дел «нехороших» в этой среде было немало. Одно из них – полный зажим поколения вновь приходящего. Однако Ефремов, или Алик, как звали его тогда друзья, сумел получить и от них положительный заряд, без которого ему не стать бы настоящим профессионалом. Снимал он с оператором Юрием Марухиным, художником Евгением Игнатьевым, начинал преподавательскую деятельность в мастерской Виктора Турова  и часто бывал у того дома.

Ефремов, всегда улыбающийся, всегда доброжелательный, шел по киношным ухабам с оптимизмом, да с таким сильным, что заражал всех вокруг. 

И всегда с мальчишеской, какой-то детской открытостью. Может, потому его фильмы так по-мальчишески чисты. «Большая любовь Н.П.Чередниченко» — уже в название вложено утверждение победы Духа над трусостью и себялюбием. «Родное дело» — это как сам Ефремов, его дело всегда родное: совмещать работу и хобби. «Давай поженимся» — гимн любви. А сколько нужно преодолеть препятствий и вложить самого настоящего Труда, чтобы в перестроечно-пессимистичные времена снять музыкальную комедию «Наш человек в Сан-Ремо»! Слепая героиня «Поводыря» — разве это настоящее несчастье? Выход только в одном – в счастье, когда тебя любят. А его «Дунечка» —  ведь и она счастлива в несчастливых обстоятельствах. Надеемся, что нечто подобное нам, зрителям, принесет новый 4-серийный фильм «Ветров», а ведь посвящен-то он чеченской войне. 

Тогда, в начале 90-х, когда все скулили и плакали, ругали власть, что не дают «самовыразиться», Ефремов утверждал: «Да посмотрите внимательно, не ослепли же вы, сколько вокруг хорошего и настоящего, ведь были времена гораздо тяжелее и сложнее!»  Это был не чей-то указ-приказ снимать только оптимистическое кино. это суть самого Ефремова-оптимиста. Посмотрите в пьесах, поставленных им в родном Театре-студии киноактера. Полно трагических эпизодов и горьких переживаний. А зрители идут туда отдохнуть и посмеяться. Вот ведь как можно подойти к простой притче, поставленной совместно с Владимиром Гостюхиным «Миленький ты мой» по пьесе Олега Данилова. Повсюду режиссер доказывает: по-настоящему любить можно в любых условиях и этим самым не препятствовать всему доброму и истинно человеческому. 

Александр Васильевич ставит спектакли и фильмы, работает в Академии искусств, руководит театром киноактера, чуть меньше года – Национальной киностудией «Беларусьфильм». Но все это то, что называется любимым делом. «Я могу делать то, что люблю», — утверждает Ефремов. А ведь ему предлагали должность заместителя министра культуры. Он отказался: «Не мое это, простите…» 

Когда задаешь Ефремову набивший оскомину вопрос: не умрет ли белорусское кино? Он  отвечает коротко: «Не умрет! На него истрачено столько сил, талантов, оно так нравится зрителю, что прав таких – умереть – у этого кино нет!» 

Я ждал, что Ефремов скажет, что он, как генеральный директор студии, не даст умереть белорусскому кинематографу. Но таков Ефремов – говорить этого он не стал. 

От "Р". На очередном съезде Белорусского союза кинематографистов, который прошел на днях в Минске, избран новый председатель этого  Республиканского общественного объединения. Им стал заслуженный деятель искусств Беларуси, лауреат Государственной премии режиссер Юрий Цветков. Поздравляем нашего давнего друга и автора газеты и желаем ему успехов на ответственном общественном посту.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter