Списки граждан, прибывающих в страну, ежедневно передаются в санэпидслужбы и милицию для контроля

Две недели комнатной температуры

Белорусы, вернувшиеся из-за рубежа. Иностранцы, прибывшие в гости. Люди, так или иначе контактировавшие с заболевшими… Для них обязательна четырнадцатидневная самоизоляция. Как она проходит?

Помощник врача-эпидемиолога Ирина Цапко делает обход жильцов вместе с участковым инспектором милиции Владиславом Шишковцом.  

Пограничное состояние

Водитель большегрузного «Вольво» Станислав, который порожняком возвращается из Москвы и надеется дней 20 погостить дома в Витебске, возмущен:

— Почему я должен две недели сидеть дома? Вы шутите?! Какая самоизоляция?! У меня большие планы на отдых — два месяца на родине не был!

Представители санитарно-эпидемиологической службы и транспортного контроля, которые теперь круглосуточно дежурят в пункте пропуска «Заольша» между Витебской и Смоленской областями, терпеливо разъясняют: есть постановление Совмина, которое обязаны соблюдать все. Если витеблянин вынужден остаться на некоторое время дома, то о больших компаниях, выездах на шашлыки и других радостях активной жизни пока придется забыть. Адрес его места жительства уже записан. Нужно быть благоразумным: Станислав только за последний месяц успел побывать в десятке стран, не благополучных по эпидемиологической обстановке. Информация передана в санэпидслужбу и территориальный РОВД — они будут контролировать соблюдение режима самоизоляции. Вот если бы он шел транзитом — таких требований не предъявлялось бы. Но были бы другие — следовать только по кратчайшему маршруту, останавливаться лишь в определенных местах, не покидать стоянку и выехать за пределы Беларуси не позднее завтрашнего дня.

Главный государственный санитарный врач Витебской области Владимир Синкевич комментирует:

— Такая реакция вполне объяснима: водители-международники подолгу отсутствуют дома и не всегда успевают следить за нашим законодательством. Двухнедельную самоизоляцию сегодня обязаны соблюдать все, кто прибывает в страну. В пунктах пропуска мы измеряем температуру. Переписываем всех водителей и пассажиров как грузовых, так и легковых автомобилей — люди сразу же берутся под контроль. Вне зависимости от своего гражданства и регистрации. Собираетесь задержаться в нашей стране — назовите адрес. Раздаем специальные памятки, под роспись знакомим с обязанностями. 

Только через два крупнейших пункта пропуска — «Заольша» и «Редьки» — с российской территории к нам ежедневно въезжает более двух тысяч автомобилей. Примерно пятая их часть — легковые. Поток немаленький, так же как и списки людей, которые ежедневно передаются территориальным санэпидслужбам и РОВД для контроля. Но зато риски распространения инфекции в таком случае сокращаются. 

В обход санпостов

Пока мы беседуем с водителями-международниками, к российскому шлагбауму по полю приближается группа ходоков с сумками в руках. Неохотно знакомятся и объясняют цель визита: Сергей Пилипчук и его спутники, проживающие в Беларуси, собираются перейти на территорию России. Приехали, похоже, витебским дизелем до станции Заольша. У всех — российские паспорта и важные дела: троим нужно получить пенсию на руднянской почте, а четвертая собирается проверить сохранность своего домика, расположенного на сопредельной территории. 

— Думаете, не пропустят? — волнуются путешественники. — Отправят на карантин в России? Да не пугайте вы… Нам же сегодня еще вернуться нужно — как бы на обратный дизель не опоздать…

Как поведут себя российские пограничники? «Перебежчики» предусмотрительны: пока люди в форме проверяют их паспорта, наперегонки клянутся: да больше они ни ногой на белорусскую сторону! Но я почему-то не сомневаюсь: скоро эти хитрые «мигранты» вернутся к нам в обход санитарного поста. И в списки обязанных самоизолироваться не попадут. С одной стороны, ситуация житейско-соседская. С другой — показывает: перекрыть все возможные тропинки между братскими странами, да еще и при отсутствии официальных границ крайне сложно. Но минимизировать количество таких контактов необходимо. 

— Вчера здесь встречали молодую маму из Москвы, — рассказывает наблюдательный сотрудник страховой организации. — Приехала с малышкой лет трех. Говорит, развелась с мужем-россиянином, возвращается домой. К переходу ее привезли на российском такси, здесь забрали таксисты-белорусы. В Гомель к родителям повезли. Видел, что сотрудники санэпидслужбы с ней беседовали — пойдет, видимо, на самоизоляцию.

За теми, кто заботится о себе и окружающих, гоняться не приходится. Хотя Владимир Синкевич отмечает: факты указания выдуманных адресов будущего пребывания в Беларуси, особенно со стороны российских граждан, имеют место. Но они единичны. 

Пока все дома

Ежедневно в приграничной Витебской области десятки сотрудников милиции и санитарно-эпидемиологических служб обзванивают несколько сотен человек, проверяют соблюдение ими режима самоизоляции, лично обходя дома и квартиры. Каждый день составляются отчеты. Серьезных нарушений нет.

А каково это 14 дней отсидеть взаперти? Витеблянка Марина Парих, с которой мы беседуем накануне окончания ее срока самоизоляции, улыбается:

— Никаких проблем! Времени даже чуть-чуть не хватило… Сделала масш­табную генеральную уборку. Освоила множество новых рецептов — обожаю кулинарить. 

Марина Васильевна вот уже более 30 лет работает санитаркой в больнице. Новость, что является контактом второго уровня, оказалась неожиданной — заболела одна из сотрудниц, с которой пересеклись буквально на десять — двадцать минут при сдаче-приеме дежурства. У той сын — дальнобойщик, сейчас он тоже в больнице. 

— Ничего сверхъестественного не произошло, — считает собеседница. — Каждый может попасть в такую ситуацию. У меня астма, раньше много работала с химикатами. Поэтому могли быть осложнения. Спасибо участковому доктору Татьяне Карповой: звонила ежедневно, интересовалась здоровьем. Плюс санстанция и милиция постоянно на проводе. 

Проще отбывать положенное время изоляции Дмитрию Владимировичу с двумя дочерьми-школьницами — у него частный дом. 

— Супруга затемпературила. Недельку на больничном — анализы, рентген. Все в порядке. А температура не спадает. Еще один рентген легких — медики молодцы, крутили ее и так, и этак. В итоге нашли пневмонию. Потом уже коронавирус подтвердился. Мы все, слава богу, в порядке. Жена чувствует себя хорошо. Я работаю на удаленке — у нас частная фирма, многие так делают. 

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ В САМОИЗОЛЯЦИИ?

С этим вопросом через соцсети мы обратились к витеблянам.

Светлана Сандул: 

— Шью бесплатно семьям друзей маски. Ткани дома много — и ситца, и бязи. У меня на руках 86-летняя мама — соблюдаю максимум осторожности. Сегодня почтальон приносил пенсию, попросила в комнату не заходить. А так сажаю рассаду и готовлюсь к дачному сезону.

Valentin Rmeloman:

— Я строитель. Сейчас за рубежом работаю, скоро возвращаюсь. К правилам тут привыкаю, европейцы строги. Уже три недели один маршрут: комната — объект — и обратно. Утром на работу, строго по одному человеку на два сиденья автобуса. Дистанция — полтора метра. Ни в магазин, ни в аптеку. Если что нужно, пишешь заявку, все привезут. Решил: по приезде домой сразу в деревню! Там однозначно будет лучше, чем в городе, даже без интернета, телевидения, газа и воды.

КОМПЕТЕНТНО

Григорий Веремко, начальник Транспортной инспекции Минтранса: 

— Водители-международники, которые в соответствии со своими маршрутными листами транзитом проезжают десятки стран, находятся в зоне особого риска. Для минимизации их контактов с местным населением, предотвращения завоза и распространения инфекции в Беларуси принимаются все возможные меры. Специалисты инспекции на белорусско-российской границе вручают перевозчикам карты с указанием спецпунктов, на которых они могут останавливаться для отдыха, питания и заправки авто. Строго определены транспортные коридоры, по которым можно двигаться большегрузам. Остановки в неположенных местах запрещены — более 6 тысяч водителей уже официально предупреждены об ответственности за такие действия. 

Николай Якушкин, внештатный главный медицинский психолог Витебской области:

— Как самоизоляция может отразиться на человеке? В зависимости от запросов, коммуникабельности и привычек каждый эту вынужденную меру будет переживать по-своему. Но в любом случае вам придется чем-то заполнять образовавшийся эмоциональный вакуум. 

Согласитесь, в век информационных и коммуникативных технологий можно и в четырех стенах чувствовать себя центром внимания окружающих. Телефон, интернет — для общения с друзьями и родственниками нет преград. Что бы я еще посоветовал? Почитать книгу, попробовать написать стихи или нарисовать картину: а может, это и есть то время, когда в вас вдруг решит проснуться новый талант? Давно хотели научиться вязать? Воспользуйтесь возможностью заняться рукоделием, подучить иностранный язык, познакомиться с новыми интернет-ресурсами. 

Главное, чтобы вы не поддавались унынию, депрессии и раздражительности: двухнедельное уединение в бешеном ритме нашей жизни — далеко не конец света, а всего лишь маленькая временная остановка для отдыха в целях общей безопасности.

begunova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter