В Шарковщинском районе дал первую продукцию завод по переработке торфа фрезерного для приготовления субстратов

Две линии обоюдной выгоды

За что чеху  Душану Духэку, и не только ему, нравятся Беларусь и шарковщинские болота



В ШАРКОВЩИНСКОМ районе дал первую продукцию завод по переработке торфа фрезерного для приготовления субстратов. В производство этого предприятия уже вложено свыше 10 миллионов долларов США. В ближайшие четыре года планируется вложить еще почти столько. Новые рабочие места получат 50 человек. Завод возведен в прямом смысле слова прямо на болоте. Летом прошлого года «Сельская газета» в серии статей рассказывала, в каких непростых условиях шла стройка. Только на подъездные пути пришлось высыпать тысячи тонн гравия. Но радовал энтузиазм рабочих, задействованных на объекте. Чешский инвестор проекта обещал: в начале 2016-го завод даст продукцию. И слово свое он сдержал.

И вот я снова на предприятии. У огромного высотного здания стоит тепловоз с вагонетками, нагруженными торфом из болота за два с половиной километра отсюда. По транспортеру сырье подается в первый цех, где проходит сепарирование на фракции. Во втором цеху продукт прессуется  и затаривается в огромные целлофановые тюки, так званые бик-бойли, по 800 килограммов каждый, а затем вывозится на площадку и отправляется заказчикам. Говорят, за рубежом очень ждут продукцию этого предприятия.

И я не мог не поинтересоваться этим у директора иностранных производственно-строительных унитарных предприятий «БРИЗАНТ-Ресурсы» и «СИСТЭКО-Двина» Душана ДУХЭКА (на снимке).

— Пан Душан, разрешите поздравить вас с двумя знаменательными событиями: завод дал первую продукцию, а вы лично впервые единственный из иностранных граждан стали «Человеком года Витебщины».

— Что касается звания «Человек года», то этого я никак не ждал. Это для меня большая честь и очень большая ответственность. Не скрою, что при реализации проекта возникали трудности, и у меня появлялись иногда мысли бросить все и уехать домой. Однако у меня такой принцип в жизни: раз пообещал — надо выполнить, сдержать слово. 

Мы наметили выпустить первую продукцию на заводе в начале этого года и дали ее. Пока что работает одна линия по прессованию чистого торфа, который будет вывозиться в Чехию на основной завод для выработки питательных грунтов. Дело в том, что по  разным технологиям необходимо в торф около ста различных добавок. В Беларуси и в соседних с ней странах большинства таких компонентов нет. Их приходится собирать со всего мира,  в том числе даже из Южной и Северной Америки. Инвестор посчитал, что нецелесообразно потом еще раз перевезти материал в Беларусь.

А вот на второй линии нашего завода в Шарковщинском районе мы будем  добавлять удобрения и различные компоненты на месте. На эту линию уже закуплено оборудование, в конце марта начнем его монтаж и уже в середине мая планируем выдать пробную продукцию. Фасовать субстраты будем в 250-килограммовые мешки с расчетом на крупных заказчиков. В недалекой перспективе установка и третьего пресса для затаривания торфа в мешки, которые помещались бы в железнодорожные контейнеры.


Водитель Максим ЮШКЕВИЧ складирует готовую продукцию.

— Какова мощность предприятия?

— Пока 150 тысяч кубических метров питательного грунта в год. Но когда завод заработает в полную силу, она возрастет более чем вдвое — до 350 тысяч кубических метров. Причем вся продукция будет отправляться только на экспорт: в Европу, Турцию, Африку и другие страны.

— У «БРИЗАНТ-Ресурсы» и «СИСТЭКО-Двина», которые начали работу в Шарковщинском и Глубокском районах, новый хозяин — компания Agro CS.

— Это крупнейшая и очень известная в Европе фирма по выработке питательных грунтов. Ее знают во всем мире.

— Смена инвестора как-то повлияла на инвестиционный договор?

— Только в лучшую сторону. При разработке проекта мы рассчитывали вложить в него около 9 миллионов долларов: 7 — на разработку полей и 2 — на сам завод. Сейчас эта сумма возрастет как минимум в два раза — до 18 миллионов. В завод мы уже вложили 3 миллиона долларов и еще затратим 1 миллион 800 тысяч. У нас есть 200 гектаров готовых  торфяных полей для добычи верхового торфа. Оформляем документы еще на 600 гектаров. А это — плюс еще 7—8 миллионов долларов. Ведь, что я хочу особо подчеркнуть, некоторые инвесторы приходят на два-три года, хапнут вершки — и поминай как звали. У нас стратегический проект, рассчитанный на 25—30 лет. И окупится он не раньше чем через лет 12—15.

— Так что же при таком раскладе привлекло вас в Беларусь и конкретно в Шарковщинский район?

— Мне нравится ваша страна. И чем дольше я здесь нахожусь, тем больше! Я в Чехии всем говорю, что у Беларуси очень большой потенциал. У вас очень благоприятный инвестиционный климат. Ну и отношение самих властей. Прежде всего адресую добрые слова Мечиславу Морхату, который был раньше председателем Шарковщинского райисполкома и который фактически стоял у истоков этого проекта. Ведь до этого со своим предложением о создании предприятия по разработке торфа мы побывали в других местах, других районах. Но именно Мечислав Викторович не только убедил нас остановить свой выбор на Шарковщине, а и уже будучи депутатом Палаты представителей Национального собрания регулярно посещал объект, оказывая содействие в решении различных вопросов. Нельзя не отметить также и всестороннюю посильную помощь нынешних руководителей Глубокского и Шарковщинского районов — Олега Морхата и Николая Боговича. Ну и конечно особая благодарность заместителю председателя Витебского облисполкома Сергею Мацкевичу. Скажу откровенно, что без его личной поддержки, в целом руководства области мы бы сегодня не имели того, что есть.


Оператор Александр АКУЛЕНОК.

— Пан Душан, инвестор получает продукцию, которую реализует на экспорт. А какая в этом выгода тем же районам?

— Во-первых, мы платим налог на землю 1 миллиард 800 миллионов рублей в год, а вскоре будем платить до 3 миллиардов. Часть нового участка войдет в эксплуатацию не раньше 2018 года. Во-вторых, на разработке торфяных полей и строительстве завода местные организации освоили 3 миллиона долларов. В-третьих, через семь лет со дня регистрации предприятия мы будем платить налог с прибыли, то есть приносить в Беларусь валюту. Ну и наконец, что немаловажно, дали рабочие места местным жителям. Сейчас только на заводе 17 человек. Когда перейдем на смены, добавится еще четыре. Также 30 человек потребуется для сезонной работы на торфяных полях. А если смотреть дальше, то все это — только начало. Ведь мы своим предприятием создаем хорошую рекламу за рубежом и району, и Витебской области. Недавно на выставке торфа в Голландии за нашим представителем ходили  менеджеры из Германии, других стран: «Мы знаем, что у вас в Беларуси, в Шарковщине, есть предприятие по выработке торфа, что он у вас очень хороший».  А кто еще три года назад знал о городском поселке Шарковщина?! И если инвестор скажет, что здесь можно работать, это будет лучше всякой рекламы.

— Наверное, все-таки не обходится и без проблем? Ведь предприятие выросло в прямом смысле слова — на болоте.

— Все проблемы, как я говорил, решаются. Единственное, что волнует, это дорога. Она грунтовая, разбивается.  Здесь мы рассчитываем на помощь и готовы также принять долевое участие в ее строительстве.

— Успехов вам и инвестору!

— Спасибо!

saulich@bk.ru

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter