В Минске в галерее «Высокое место» открылась выставка «Дзве фарбы» художниц-преподавателей: Елены Карпович и Натальи Разуменко

Две краски – две души

Сегодня в столичной художественной галерее «Высокое место» торжественно и шумно откроется выставка «Дзве фарбы». Свои работы представили Елена Карпович и Наталья Разуменко — преподаватели Минской государственной гимназии‑колледжа искусств. Художниц горячо поздравят коллеги, руководство, а главное — их юные ученики.



В конце марта Минская государственная гимназия‑колледж искусств отметит свое 100‑летие. Эта выставка — одно из первых значимых мероприятий, посвященных предстоящему юбилею. 

Рассматривая акварели Елены Карпович и живопись маслом Натальи Разуменко, я подумал, что подобные выставки важны не столько для авторов, уже состоявшихся художников, сколько для их учеников. Ведь для юных талантов очень важен личный пример учителя. Дети должны видеть, что слова педагога не расходятся с делом. Все то, о чем наставник рассказывает на занятиях, он прекрасно умеет делать сам. И если чего‑то не может объяснить словами, не успевает, упускает, то все это можно увидеть на его работах. Так было всегда, во все времена. Профессии лучше всего учат на собственном творческом опыте.

Дети пристрастно и пристально изучают работы своих учителей, восхищаются и впитывают лучшее, перенимают приемы, повторяют находки... Пройдут годы, и они, возможно, превзойдут наставников.

Картина из серии «Яблочный год». Елена Карпович.

Работы Елены Карпович и Натальи Разуменко сильно отличаются друг от друга. Так сильно, как прозрачная и легкая акварельная живопись от плотной и густой живописи масляными красками. 

Елена Карпович показала свои цветы, фрукты и несколько акварельных портретов, написанных с учеников. 

Наталья Разуменко выставила тематические полотна, а также натюрморты и городские пейзажи. 

За день до вернисажа я встретился с художницами. Они, немного удивленные, ходили среди своих работ в галерее и... словно не узнавали их.

У нас есть обязательная программа по обучению детей академическому рисунку и живописи, но когда начинаешь объяснять, понимаешь, что самое главное — научить ребят думать самостоятельно, — делится своими размышлениями Наталья Разуменко. — В последнее время все чаще думаю, что молодого человека надо не вести, а скорее сопровождать, показывая и подсказывая ему самое главное. Стараюсь делать так, чтобы юный художник все открытия совершал сам.

Если в балете все основные знания передаются из «ног в ноги», то в изобразительном искусстве «из рук в руки». Ведь все рассказать невозможно, многое приходится показывать.

«Комната». Наталья Розуменко.

— Наталья, что для вас значит эта выставка?

— Во‑первых, мне интересно посмотреть на свои работы со стороны. Во‑вторых, пусть посмотрят ученики и убедятся, что я не только что‑то такое рассказываю на занятиях, но и сама кое‑что умею.

Реалистическая живопись, а именно ее представляют Наталья и Елена, понятна всем. Цветы, яблоки, старинные соборы, портреты, пейзажи и натюрморты глядят на зрителей с белых стен. 

Многие воспринимают акварель лишь как этап в изучении живописи. Для меня же она — самостоятельный кусок жизни, который нельзя бросать, — вступает в разговор Елена Карпович. — Акварель — очень эмоциональный материал, прекрасно передающий состояние, настроение и еще множество самых разных эмоций как природы, так и автора, который взял в руки кисть и краски. Естественно, готовясь к этой выставке, я много думала о том, как ее будут воспринимать ученики. Долго отбирала работы. Ведь я, как никто другой, вижу все свои недостатки, знаю, что не получилось, что следует сделать иначе... Волнуюсь невероятно! Смущаюсь! 

Акварель — материал демократичный, доступный, и мне хочется, чтобы зрители полюбили ее. Чтобы она поднялась на более высокую ступеньку, продолжала развиваться — и у нас появлялись новые художники‑акварелисты. 

Выставка Натальи Разуменко и Елены Карпович «Дзве фарбы» продлится до 10 марта.

ladzimir@tut.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter