Минск
+18 oC
USD: 2.05
EUR: 2.27

Мы часто путаем общечеловеческие ценности и глубокую жизнь в Духе Святом

Две духовности

Мы часто путаем общечеловеческие ценности и глубокую жизнь в Духе Святом. Когда мы смешиваем эти категории жизни человеческой души, происходит подмена и часто то, что принято считать нормой здравых поступков и мыслей, принимается за что-то сверхдуховное и наоборот. Особенно это важно понимать в начале воцерковления и не стремиться покорять вершины духовной науки, перескочив или не освоив главное в морали человечества.

Мы себя загоняем в угол, когда пытаемся очертить всю нашу вселенную, весь наш универсум, нашу жизнь только христианскими культурными продуктами: христианским кино, христианской литературой, христианской лексикой, консультациями с духовником... Батюшка — лучший политолог, батюшка — лучший хирург, батюшка — лучший химик. Мы кружим вокруг наших клерикальных образов. Это неправильно, потому что христианская духовность — она о другом.

Однако для того, чтобы выживать в мире, и для того, чтобы освоить те дары духа, которые нам Господь дает, мы должны ставить себе духовные универсальные навыки каким-то образом, искать их. Почему это необходимо? Вот несколько сюжетов.

Моя приятельница, врач, недавно рассказала случай из своей больничной практики. В четыре часа утра она идет по коридору и слышит колокольный звон. Оказывается, богомольная пациентка из их отделения каждое утро ровно в четыре часа открывает ноутбук, включает колокольный звон, потом утренние молитвы, проповеди батюшки, чтение Евангелия... В палате шестеро человек. Доктор пыталась как-то урезонить пациентку: “Послушайте, так нельзя. Есть разные люди, они болеют. Кто-то после операции, онкология, все очень сложно. Проявите уважение...” Что ей отвечает эта дама? “Вы должны мне спасибо сказать за то, что я их к Богу привожу”. Что можно на это сказать — духовная ли эта женщина? Мы не знаем. Но в духовности универсальной она бедна, потому что ведет себя по-хамски. К сожалению, человек может быть даже воцерковленным, но оставаться хамом.

Христианство учит уважению? Каждый из нас признает, что человек есть образ Божий и к нему следует относиться с благоговением. Но уважение — это навык, который воспитывает сама жизнь, его формирует семья, а не батюшка или Священное Писание. Потому что Библия — о другом, о самом главном, о том, что держит вообще этот мир, о стержневых вещах.

Среди важнейших навыков — способность держать удар, навык принимать решение, искусство говорить “нет”. Нас учит этому христианство? Частично мы находим это у святых отцов и аскетов, которые говорят, например, о добродетелях разного рода, требующих воздержания. Но трудно прожить жизнь, если вы не умеете отказывать, например, человеку, который ворует ваше время, пользуется вашей дружбой, который вами манипулирует.

Важнейший из навыков универсальной духовности — отношение к смерти как к своему пределу и пределу своих близких. Мы смеемся над смертью. Смотрим комедии, например, Гая Ричи — интересно, весело, смешно. Но когда ты думаешь сам о себе, что однажды тебя может “накрыть” совершенно неожиданная история, когда ты станешь беспомощным, — как это пережить? И это тоже универсальная духовная проблема, о которой Церковь говорит только частично, чуть-чуть, она только описывает некоторые моменты. То есть мы должны тоже учиться правильно понимать свою предельность.

В конце концов, есть еще один важнейший навык — способность видеть и отличать главное, навык расставлять приоритеты. Он связан с навыком принятия решений. Но навык этот бессознательный и появляется только тогда, когда ты многократно упражнял себя в нем, принимая решение, многократно позволял себе даже ошибаться, но сам нес ответственность за эту ошибку. Есть люди, которые кожей чувствуют, что главное, а что второстепенное. Из таких людей чаще всего получаются хорошие бизнесмены, политики, руководители. Обучение навыку видеть главное входит в программу воспитания настоящего руководителя. Кроме того, он должен уметь держать удар, говорить “нет”, видеть свой предел, уметь общаться — и все эти навыки воспитываются универсальной духовностью.

Нужно просто их различать, эти две духовности. Христианская духовность уникальна, это жизнь в Духе Святом. Но эта духовность не заменит духовность универсальную. Ведь мы просто люди.

Архимандрит Савва МАЖУКО.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...