Подписание Президентом в течение нескольких дней сразу двух директив — случай в политической истории суверенной Беларуси неординарный. И это подчеркивает значимость момента, когда на правовом уровне закрепляются выработанные жизнью основы государственности.

Последовательная работа
Итак, 2 апреля вышла Директива № 11, а через семь дней — № 12. Стоит напомнить, что предыдущая директива увидела свет аж в октябре 2022 года, тогда она касалась недопустимости роста цен. Оно и неудивительно, ведь директивы как нормативно-правовые документы носят программный характер, определяют стратегические направления развития общества и государства.Чем же обусловлено то, что сейчас Президент издал почти одновременно сразу два столь важных документа? Очевидно, это продиктовано необходимостью определить ключевые принципы развития Беларуси на предстоящую пятилетку и даже шире, на более отдаленное будущее.Директива № 11 емко и четко определяет те подходы в организации государственной власти, осуществлении управленческой деятельности, которые сформировались в нашей стране за годы президентства Александра Лукашенко: дисциплина, слаженность действий, нацеленность на результат. А Директива № 12 — о целях развития государства и одновременно о путях их достижения.
Без преувеличения можно сказать, что последовательная идеологическая работа в Беларуси началась сразу после победы Президента на первых выборах в 1994 году. Системный характер она приобрела в 2003-м, после проведения республиканского семинара-практикума, посвященного данной теме. Именно тогда сформировалась соответствующая нормативно-правовая база, была выстроена вертикаль идеологической работы, в учебных заведениях введен курс «Основы идеологии белорусского государства».
С той поры прошло немало времени, был накоплен большой опыт. А также стали видны и недостатки. На них не раз обращал внимание лично Президент. Порой не хватало четкой координации действий, не был задействован весь потенциал нашего научного сообщества, общественных объединений, политических партий, средств массовой информации. И, чего греха таить, зачастую присутствовал формализм.
События 2020 года, с одной стороны, рельефно обозначили эти упущения, с другой — продемонстрировали, что у отечественной модели народовластия есть существенные резервы. Именно об этом речь шла в июне 2022 года на республиканском семинаре-практикуме «Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне». По итогу Глава государства поддержал идею подготовки документа, включающего комплекс мер по идеологической и информационно-пропагандистской работе.
Народный запрос
Такого документа требовали от нас граждане в ходе проведения многочисленных диалоговых площадок. Наши люди обозначали необходимость дальнейшего развития тех положительных моментов, которые проявились в деятельности государственной власти, общественных организаций, СМИ в ходе борьбы за нашу Беларусь против попытки государственного переворота и иностранного вмешательства.По поручению Президента была создана рабочая группа, подключен широкий круг экспертов. Владимир Перцов, заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь, по поводу выхода директивы отметил:
«Работа была проведена колоссальная. При этом главным критерием был один — идти от жизни. Этот президентский принцип помогал отбрасывать все наносное, искусственное и надуманное».И это действительно так, ведь документ в результате должен был ответить на насущные вопросы, способствовать консолидации общества, не вызывать отторжения.
В итоге получилась действительно настоящая программа действий, емкая и понятная. Директива выстраивает четкую вертикаль идеологической работы. Зафиксирована роль Администрации Президента Республики Беларусь как полноценного штаба государственной идеологической политики. А сама эта политика будет проводиться повсеместно: на всех предприятиях, в организациях и учреждениях вне зависимости от форм собственности. Идеология — дело государственное, даже для частника.
Директива также утверждает «Основы идеологии белорусского государства». Это сжатое, концентрированное изложение тех наработок, в которых отражены исторический путь белорусской государственности, цели нашего развития, его основные компоненты. Это квинтэссенция той большой работы, что была проведена в Год народного единства, Год исторической памяти, Год мира и созидания, Год качества.Что далеко ходить: во время недавнего «Марафона единства» на разных площадках звучали идеи, которые полностью разделяются нашими гражданами, способствуют сплочению общества.
Общественный консенсус
При этом в директиве нет никаких «измов». Стоит напомнить, что статья 4 Конституции Республики Беларусь напрямую предписывает, что «идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан». Потому государственная идеология основывается на тех идеях, взглядах, представлениях, убеждениях, которые поддерживаются подавляющим большинством граждан, являются общественным консенсусом.Уже первые дни после подписания Президентом директивы показали, что все патриотические силы приветствовали основные положения данного документа. Любопытно, что каждый находит что-то свое, особенно близкое, отражающее его устремления. Именно так и должна работать жизнеспособная идеология.Следует подчеркнуть, что издание двух директив вовсе не означает завершение процесса совершенствования работы органов государственной власти и идейно-политического поиска. Совсем наоборот: эти документы должны стать отправной точкой для еще более активной деятельности.
Необходимо приложить усилия для максимально полной реализации изложенных в них принципов, достижения поставленных целей. А главная из них — обеспечение единства белорусского народа, устойчивости нашей государственности, мира и благополучия для каждого гражданина.