Дважды два... равно 10?

Я думаю, история когда-нибудь оценит переход на 10-балльную систему оценки знаний как переломный момент в отечественной педагогике.
Я думаю, история когда-нибудь оценит переход на 10-балльную систему оценки знаний как переломный момент в отечественной педагогике. Но не бывает худа без добра и - наоборот. Мне кажется, создатели 10-балльной шкалы неспроста разбили ее на 5 уровней. Это дает шанс безболезненно вернуться к 5-балльной системе, выставив учащимся вместо оценок соответствующие уровни. И, на мой взгляд, это нужно делать уже сейчас, чтобы не наломать дров. Нововведение оказалось "хорошим" для слабоуспевающих учащихся, но больно ударило по школьной элите - отличникам.

Взять хотя бы письменные работы по естественно-математическим дисциплинам. Как показывает практика, за урок ученик может решить и оформить 4 - 5 задач. Решить, правда, может больше, но оформить не успеет. Теперь проанализируем и оценим каждую задачу (предположим, их пять). Итак, первая должна быть на "распознавание" объекта изучения, т.е. для самого нижнего уровня на 1 балл. Если давать слабым ученикам задание на 2 балла, то в конечном счете придется выставлять ноль, что для учителя чревато неприятностями... Вторая задача должна закрепить "успех" слабоуспевающего ученика и придать ему уверенности в собственных способностях, и поэтому мы оцениваем ее сложность в 2 балла. Здесь меньше нельзя, т.к. мы тогда продублируем уровень первой задачи, и больше нельзя, т.к. получится большой разрыв между уровнями. Третья задача должна показать, что ученик уже на что-то способен. Она обычно оценивается, как и вторая, в 2 балла, и закрепляет ученика на уровне "середнячка". Четвертая задача, как вы уже догадались, не может быть на 3 балла, т.к. она не заключительная, а поэтому оценивается на уровне второй и третьей задачи. Пятая задача самая сложная, и мы ее оцениваем в 3 балла! Учитывая то, что при проверке работы оценивается еще и ее оформление, отличники находятся в диапазоне 7 - 10 баллов.

Но то - контрольная работа, когда ученик работает целый академический час. А если самостоятельная на 15 минут, в которой обычно 3 - 4 задания?! Тогда они (в лучшем случае) оцениваются в 1, 2, 3 и 4 балла соответственно. И не решив последней задачи, отличник спускается с небес на землю. Расстроен и он, и не меньше - учитель. Первый - что не сумел решить, второй - что не сумел подобрать задачу. Поэтому, как показывает практика, наши "бывшие" отличники выше 7 - 8 баллов не получают. Многие учителя перестроились: первые и последние задачи стараются давать "помягче", оценивая их в 2 балла или же просто упрощая их до 2 баллов. А теперь считаем: пять задач по 2 балла равно 10. Если разделить на 2, то получим "давно забытое старое", а где же тогда логика?

Мы сильно шагнули вперед. Можно сказать - прыгнули. А быть может, нужно сделать маленький шажок назад, перейдя на 6-балльную оценку достижений - 0, 1, 2, 3, 4, 5? Проверим это новшество десятилетиями, как делали наши отцы и деды, а потом опять что-нибудь будем менять. Впрочем, мои рассуждения не есть истина, конечно...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter