Два спектакля театра «Киев модерн-балет» обернулись триумфом белорусской хореографической школы

Раду Поклитару — свой человек в Беларуси. Казалось бы, родился в Кишиневе, учился в Перми… Но у юного танцовщика оказались слишком тугие связки, а лечил от этого один-единственный человек в Союзе — бывший тренер по единоборствам Александр Васильевич Гладченко, работавший в Минском хореографическом училище. Родители Раду — солисты Молдавского академического театра оперы и балета Людмила Недремская и Виталий Поклитару — узнали о Гладченко от своих белорусских коллег. В 1970—1980-е годы между кишиневским и минским театрами были тесные связи, к нам приезжали целые спектакли. 

Раду Поклитару и солистка 'Киев Модерн Балет' Елена Салтыкова в роли принцессы Авроры

В 1985 году тринадцатилетний Раду Поклитару впервые вышел на сцену Большого театра БССР в гастрольном спектакле Молдавского академического театра оперы и балета «Лучафэрул», а через шесть лет вернулся на сцену Большого в качестве солиста. Поступил в Белорусскую академию музыки в класс Валентина Елизарьева. Параллельно изучал искусствоведение под руководством Юлии Чурко и закончил академию по трем специальностям — балетмейстер, искусствовед и преподаватель теории хореографии. Помню, какое ошеломляющее впечатление произвела его дипломная работа «Поцелуй феи» Игоря Стравинского, какими радостными и легкими были его маленькие балеты, которые он ставил со студентами хореографического училища.

— Раду Поклитару — очень талантливый и самобытный человек, — говорит его учитель, народный артист СССР и Беларуси Валентин Елизарьев. — С ним очень интересно было работать, когда он был студентом. Практически вся его карьера танцовщика прошла в Беларуси. У него белорусский паспорт, он сердцем любит Беларусь. Приезжает всегда при малейшей возможности. У него необычный взгляд на самые обычные вещи, к которым мы привыкли. Радует, что у него есть собственный язык, что он не подражает Елизарьеву. Он может в каких-то концепциях совпадать со мной, но язык у него абсолютно другой, и мне это очень нравится.
Последним спектаклем Поклитару в Минске стал «In pivo veritas» на музыку ирландских застольных песен в Государственном музыкальном театре. С тех пор уже 16 лет минчане только из прессы узнают о его сенсационных творческих проектах. Знают, что он был хореографом церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи, что потряс балетный мир своим сенсационным спектаклем «Ромео и Джульетта» в Большом театре России и скандальной «Золушкой» в Латвийской национальной опере, что в его творческом портфеле все три балета Чайковского… За псевдонаивными, прилизанными сюжетами детских сказок он ищет правду жизни, и это одновременно восхищает и раздражает.

Сцена из спектакля 'Вверх по реке'

Но одно дело — знать понаслышке, и совсем другое — видеть собственными глазами. В этом смысле Витебску повезло гораздо больше, чем Минску. Вот уже много лет Раду Поклитару возглавляет жюри тамошнего Международного фестиваля современной хореографии и каждый год привозит в Витебск свою труппу — «Киев модерн-балет». 

—  Витебск — моя творческая родина, — говорит он. — Не один месяц мы здесь прожили и танцевали в спектаклях моего педагога Валентина Елизарьева. Потом был непростой роман с витебским фестивалем уже в тот период, когда я начинал работать в качестве хореографа.

Благодаря многогранному участию Поклитару в витебских балетных фестивалях, витебляне раньше, чем жители столицы, посмотрели почти все его спектакли, в том числе, «Спящую красавицу» и «Долгий рождественский обед», представленные нынче на фестивале «Балетное лето в Большом».

Сцена из спектакля «Долгий рождественский обед»

В Минске к ним еще добавился одноактный балет «Вверх по реке» по мотивам рассказа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Загадочная история Бенджамина Баттона» с музыкой современного украинского композитора Александра Родина — о человеке, прожившем жизнь в обратном порядке: от смерти к рождению.

Из трех спектаклей на меня наибольшее впечатление произвел «Долгий рождественский обед». В «Спящей красавице», на мой вкус, слишком остро чувствовалось противоречие между музыкой и хореографией, хотя Поклитару с невероятной дотошностью отобразил в танце каждую фразу, каждый поворот музыки Чайковского. 

Сцена из спектакля 'Спящая красавица'

В «Долгом рождественском обеде» Вивальди и Поклитару соединились в объятии, и стала очевидна мысль, пронизывающая многие творения хореографа: история человечества — лишь ритмическая череда случайных рождений и почти столь же случайных смертей. Не слишком оптимистично, но хороший повод к размышлению, как наполнить свою жизнь смыслом.

— Я хочу сказать при поддержке всех моих артистов, что это огромная честь и огромное счастье танцевать на этой великолепной сцене, в этом замечательном театре, — сказал в ответ на нескончаемые овации публики Раду Поклитару. — Я сегодня увидел эти спектакли совершенно по-новому и могу сказать, что сегодня артисты театра «Киев модерн- балет» работали на 150 процентов. Я это видел. Огромное спасибо Беларуси, Минску, Большому театру Республики Беларусь. Если вдруг нас будут еще звать, мы обещаем не отказываться. 



Я уверена, что приглашения будут и притом очень скоро.

— Я хочу, чтобы наше сотрудничество с Поклитару заключалось не только в гастролях, но чтобы он у нас поставил спектакль, — заявил в канун фестиваля Валентин Елизарьев. — Я уже семь месяцев нахожусь в этом театре в качестве художественного руководителя и думаю, что в ближайшие годы мы с ним будем сотрудничать на другом уровне.

В свою очередь, Поклитару со сцены сказал спасибо и отвесил низкий поклон Валентину Николаевичу Елизарьеву, который, по его словам, сделал из него хореографа.



— Свет в зал!  — воскликнул он в заключение своей краткой речи. — Да здравствует белорусский балет!


Фотографии с сайта Большого театра Беларуси

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter