До сих пор неизвестно, кто изобрел велосипед

Два колеса истории

Идея передвигаться на колесах, используя лишь силу мышц, будоражила головы пытливых людей давно. Еще в 1418 году итальянец Джованни Фонтана привел в движение конструкцию, передавая силу ног на задние колеса с помощью веревки. Но эту четырехколесную тележку вряд ли можно назвать прообразом велосипеда.

история--blogspot.com.jpg

В 1752 году русский крепостной ученый Леонтий Шамшуренков сконструировал “самобеглую коляску”, уже больше напоминавшую современный велосипед. Спустя четыре десятилетия известный механик Иван Кулибин смастерил трехколесную “самокатку”: усилия ездока передавались на колеса посредством педалей через сложную систему рычагов. Однако широкого распространения эти конструкции не получили.

Жители Нижнего Тагила могут с гордостью заявить: “Велосипед изобрел наш земляк!” И в качестве доказательства укажут на несложную двухколесную конструкцию, хранящуюся в местном краеведческом музее. А также расскажут историю о крепостном крестьянине Артамонове, который сконструировал велосипед где-то в 1800 году и якобы преодолел на нем около двух тысяч верст из уральского села Верхотурье до Москвы. За что изобретателю и всему его потомству была дарована свобода от крепостной зависимости. Но это, похоже, не больше чем легенда: химический анализ железа музейного экспоната показал, что сконструирован он не раньше 1870 года.

Наиболее реальный претендент на лавры изобретателя велосипеда — немецкий профессор барон Карл фон Дрез. В 1817 году он создал двухколесный самокат, который назвал “машиной для бега”. Деревянная рама, руль, два колеса. Никаких педалей — двигайся, отталкиваясь от земли ногами. Тем не менее фон Дрез получил патент на свое детище. В честь изобретателя его нарекли дрезиной (под таким названием нам больше знакома тележка, движущаяся по рельсам).

В 1839—1840 годах шотландский кузнец Макмиллан приделал к дрезине Дреза педали и седло, которое находилось между передним и задним колесами. Переднее колесо поворачивалось рулем, заднее приводилось в движение с помощью шатунов.

В 1853 году француз Пьер Мишо запатентовал педальный привод, прикрепленный к переднему колесу. Прообраз современного велосипеда оснастили подпружиненным седлом и тормозом. Эта модель называлась “костотрясом”. В 1867 году изобретатель Каупер разработал конструкцию колеса со спицами. После того как год спустя в парижском пригороде Сен-Клу прошла двухкилометровая гонка на “костотрясах”, катание на них стало забавным увлечением.

1870—1885 годы — время “пауков”. Так называли велосипеды с большим передним колесом, к которому прикреплялись педали. Заднее колесо было в разы меньше. Огромным колесо делалось для того, чтобы за один его оборот проехать как можно большее расстояние. Велосипедист уже мог разгоняться до 30 километров в час. Но езда на таком “пауке” была травмоопасной: малейшая кочка могла спровоцировать падение с более чем метровой высоты.

В 1888 году шотландец Джон Бойд Данлоп “обул” колеса в надувные шины из каучука. После этого велосипеды избавились от неблагозвучной клички “костотрясы”. Через год изобрели педальные тормоза и механизм свободного хода, позволявший велосипеду катиться без усилий человека. В то же время появились и ручные тормоза. Позже английский изобретатель Лоусон добавил в конструкцию “паука” цепную передачу. Эта модель называлась “кенгуру”, ее скорость зависела от размеров шестерен. В 1880 году городская управа Петербурга зарегистрировала примерно сто подобных велосипедов, вскоре они стали появляться и в Москве.

Первый велосипед, похожий на современный, сконструировал в 1884 году английский изобретатель Джон Кемп Старли. Назывался он rover (“скиталец”). В отличие от “паука” колеса у ровера стали одинакового размера, сиденье находилось между ними, появилась цепная передача на заднее колесо. Модели такой конструкции были уже более безопасными. Во многих языках ровер (в белорусском — “ровар”) и поныне является синонимом слова “велосипед”.

В начале XX века начали конструировать механизмы переключения скоростей. Один из них заключался в том, что на заднем колесе крепились две звездочки разных размеров. Чтобы переключить скорость, надо было остановиться, снять колесо, перевернуть его, натянуть цепь, зафиксировать. Переключатель скоростей, применяемый сегодня на большинстве велосипедов, изобретен в 1950 году известным итальянским велогонщиком и производителем велосипедов Туллио Кампаньоло.

Производство велосипедов сыграло большую роль в создании технической базы для других видов транспорта. Многие технологии металлообработки, разработанные для изготовления велосипедных деталей, впоследствии использовались в производстве автомобилей и самолетов. Известные автомобильные фирмы “Ровер”, “Шкода”, Morris Motor Company, “Опель” начинали свою деятельность как велосипедные.


ЦИФРЫ И ФАКТЫ

  • Только в Англии и США на патенты с предложением усовершенствовать велоконструкции было подано около 6000 заявок.
  • С 1890 года стали популярными многодневные велогонки. К ним относится старейшая 1200-километровая Париж — Брест — Париж. Веломногодневка “Тур де Франс” впервые прошла в 1903 году и относится к категории гранд-туров — самая популярная и престижная из всех существующих.
  • Первые 2200 советских велосипедов в 1924 году изготовил Харьковский завод. В 1969-м в СССР их было выпущено уже более 4 миллионов.
  • Сегодня велосипеды наиболее популярны в странах Северной и Западной Европы. Самая продвинутая в этом плане Дания, среднестатистический житель которой проезжает за год на велосипеде 893 километра. Следом “катят” Нидерланды — 853 км, “на счетчике” бельгийцев и немцев — около 300 километров.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter