Два фронта могилевских кулибиных

За большие деньги сельхозтехнику отремонтирует любой, но их нет. Как быть?
ПОКУПКА машин и агрегатов для хозяйств — событие исключительное. Даже самые крепкие из-за финансовой нестабильности забыли о ежегодном 10-процентном обновлении технического парка. Поэтому ставить в строй стареющие тракторы и комбайны инженерным службам на Могилевщине приходится все большими усилиями.

Важно не просто отремонтировать технику, но и сделать это максимально дешево. Недостаток средств требует особой предприимчивости в оплате ремонтов и приобретении запасных частей — до сих пор часть их остается неоплаченной еще с прошлого года.

МЕСТНЫЕ кулибины зачастую устраивают настоящий мозговой штурм, чтобы не покупать деталь, а изготовить ее собственными силами. Но кустарщина порой оборачивается новыми поломками. Поэтому двигатели, снятые с энергонасыщенной техники,  в основном направляются на специализированные сервисные предприятия ОАО «Управляющая компания холдинга «Агромашсервис» — «Заднепровский райагросервис», «Кировский райагропромтехснаб», «Казимировский опытно-экспериментальный завод», «Агрокомплект». 

Председатель Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Могилевского облисполкома Валерий Семенов высоко оценивает возможности этих спецремпредприятий:

— На каждом отличная база для ремонта, отработаны возможности восстановления узлов и агрегатов. Еще одна важная деталь: всегда можно соблюсти корпоративный интерес, договориться о частичной оплате, самим приобрести запасные части, заплатив только за работу. Но иного выхода нет. Сегодня выгоднее  изношенную технику не сдавать в металлолом, а восстанавливать ее, собирать из двух «убитых» один работающий трактор. 

В области за пределами нормативного срока службы эксплуатируется 75 процентов почвообрабатывающих агрегатов, 58 — оборотных плугов, 42 — кормоуборочных комбайнов, 43 — тракторов, 28 процентов зерноуборочных комбайнов.

По словам начальника отдела механизации и энергетики комитета Александра Дивакова, на ремонт сельхозтехники требуется  более 35 миллионов рублей. Всего подлежат ремонту почти 1,5 тысячи тракторов, из них 268 энергонасыщенных, 789 зерноуборочных и 319 коромоуборочных комбайнов, сотни комбинированных почвообрабатывающих и посевных агрегатов, сельхозмашин и оборудования. 

Больше всего специалисты озабочены восстановлением 100 с лишним энергонасыщенных тракторов, у которых вышли из строя двигатели. Еще у 21 повреждены узлы трансмиссии.  

— По каждому такому случаю проводится расследование, — конкретизирует Александр Владимирович. — Иногда на степень надежности влияют и конструкторские недоработки, заводской брак. Но чаще — некачественное облуживание.  Универсальный выход — обращение в сервисные центры и предприятия холдинга «Агромашсервис». 

К КОНЦУ ноября уже отремонтировали 29 энергонасыщенных тракторов, 8 посевных агрегатов, 47 плугов, 13 кормоуборочных комбайнов. В полном объеме выполнить запланированный на ноябрь объем ремонтов не удалось, в первую очередь из-за нехватки финансов. Но сельхозпредприятия уже в декабре планируют вписаться в график.

Первыми в этой очереди стоят те же энергонасыщенные тракторы. Но прежде чем подступиться к ним, инженерным службам необходимо решить финансовый вопрос. А он, оказывается, самый сложный. Прошлогодние долги хозяйств вымыли у акционерных обществ, которые занимаются сервисным обслуживанием техники, последние деньги.

— Пускать на самотек ремонт сложной техники нельзя, — уверен начальник сельхозуправления Горецкого райисполкома Михаил Гулый. — Вспомним времена, когда использовали тракторы Т-150 и К-700. Они работали до тех пор, пока их обслуживание было в руках сельхозтехник. Возложили на хозяйства, начался беспорядок. И результат: этих тракторов уже нигде нет. 

Открытое акционерное общество «Горецкая райагропромтехника» за несколько лет превратилось в самое крупное сельхозпредприятие района. Получают неплохие результаты, выращивая хлеб и производя молоко. В то же время никто не отменял и его основную специализацию. Как и любому подразделению холдинга «Агромашсервис», приходится работать  на два фронта. Причем на обоих удается преуспевать.

В районе специалисты инженерной службы райагропромтехники — главные консультанты по техобслуживанию сложных сельхозмашин. А уж с собственной техникой справиться и сам бог велел. Сегодня ремонт тракторов почти закончили, взялись за другие машины и агрегаты. 

— Справляемся благодаря нашим умельцам и рационализаторам, — рассказывает директор Виталий Секушенко. — Дефицитные или дорогие детали стараемся реставрировать и ремонтировать на месте. Например, ступицу с подшипником мы уже третий сезон растачиваем  и ставим сами, давая стопроцентную гарантию заказчику. И обходится это на треть дешевле, чем новая деталь. 

ПОДГОТОВКА техники к весне под постоянным контролем областной инспекции Гостехнадзора. За последние три месяца в области проведено больше тысячи проверок, выдано 905 предписаний по вскрытым недостаткам, 883 из них уже переданы нанимателю, чтобы включились административные рычаги для устранения, выполнение 30 предписаний контролируют райисполкомы. 

gardiana@tut.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter