Два берега одной судьбы

В Беларуси зарегистрировано три общественных объединения грузин: в Могилеве, Гродно и Минске. Согласно последней переписи населения, в нашем государстве их проживает немногим более трех тысяч. Эти люди нашли здесь свою вторую родину, многие создали крепкие белорусско-грузинские семьи. Элгуджа Мания печет для белорусов грузин-ский хлеб, растит на белорусской земле своих детей и душой болеет за родину. Он и подумать не мог, что когда-нибудь ему придется покинуть Грузию и увезти семью в далекий белорусский город Гродно. Элгуджа приехал сюда в мае 1992 года в гости к брату Руслану и его жене-белоруске Светлане с намерением убедить их переехать поближе к родне. А в августе внезапно вспыхнула гражданская грузино-абхазская война. Из райского уголка западная Грузия, где находилось родовое гнездо Мания, превратилась в подобие ада. Тысячи семей стали беженцами. Элгуджа Гаджаевич с болью увозил из родных мест жену, маленьких детей и пожилую мать. Думал, на время, а увез, похоже, навсегда.
Мамин хлеб

Так ласково называет Элгуджа Мания лаваш. Именно “мамин хлеб”, который утолял голод в детстве, помог ему встать на ноги на земле, которая тогда еще была чужой.
Многие соотечественники занялись торговлей. Инженер-технолог Элгуджа Мания чистосердечно себе признался, что это не его дело.
— Нет у нас такой родовой струнки, — говорит он на этот счет. И вспоминает со свойственным ему юмором. — Мой отец 76 лет прожил и никогда на рынке не был, когда мама моя шла туда, чтобы продать что-нибудь, отец говорил: “Сегодня рынок будет дешевый.” Так и случалось: мама умудрялась торговать себе в убыток, в то время как тетя Лили, казалось, даже камень продать могла.
Первое время был в таком состоянии, не скрывает своих чувств Элгуджа Гаджаевич, будто от земли оторвался, а неба не достал.
И наконец он решил открыть свое дело: печь для белорусов грузинский хлеб. Начинал не без трудностей. Зато сейчас его дело выросло в частное производственное унитарное предприятие, которое он символично назвал “БелоГрузия”. 18 человек, причем не только грузин, но и белорусов, смогли здесь трудоустроиться. 800 кг лаваша и хачапури выпекается ежедневно. И весь этот не типичный для здешних мест продукт, который поступает в 50 магазинов, расходится.
Довелось попробовать хачапури прямо с пылу с жару: Мания со свойственным национальным радушием принимает каждого гостя, будь он белорус или грузин. Он и кабинет свой на предприятии обустроил в белорусско-грузинском стиле. Рядом с гербом и флагом Беларуси — карта Грузии. Здесь национальный костюм и настоящий грузинский кинжал, многочисленные дипломы и грамоты в его адрес как председателя гродненского общественного объединения грузин, Благодарственное письмо представительства УВКБ ООН в Республике Беларусь за личный вклад в процесс успешной интеграции грузинских беженцев в белорусское общество.
Но, пожалуй, самая дорогая реликвия здесь — картина, написанная местным художником Кудиновым, где изображен отчий дом Мания. Никогда этот гродненец в тех местах не был, а душу сына Грузии воплотить на холсте смог — настолько близкой она ему показалась.
Элгуджа Гаджаевич не случайно повесил картину перед глазами: уже привыкший к белорусскому пейзажу, он каждый день мысленно переносится туда, где осталась частичка души.

Традиции

О самобытных традициях своей Родины Мания может рассказывать без устали. Известна эта страна своей самобытной культурой, гостеприимством. В частности, издавна прославленная в Грузии культура вина органически вошла в быт народа. Следует отметить, что в Грузии, как правило, крепкие напитки пьют в очень ограниченном количестве. Обычно к столу подается небольшой графинчик виноградной водки или сладкой наливки, которую пьют из маленьких чарок, ограничиваясь одной-двумя. В западной Грузии водку закусывают фруктами или чурчхелами, в восточной — солениями или маринадами. Незначительное потребление крепких спиртных напитков вполне закономерно на родине замечательных вин.
Здесь же необходимо оговориться, что потребление вин, которым, как правило, сопровождается любой обед, также умеренное. Вино входит, так сказать, в ассортимент блюд. За обедом (будничным) обычно пьют два-три небольших стакана. В праздничные дни, при встречах с друзьями, естественно, выпивается больше вина, но за грузинским столом всегда бывает строгий порядок. Пиршество ведется весело и интересно. Руководитель застолья — тамада, избирается обычно либо по старшинству, либо по остроумию и находчивости. Соблюдаемый застольный ритуал не стесняет, но дисциплинирует присутствующих.
Среди грузин очень часто можно встретить людей с отличным слухом и незаурядной музыкальностью. Полифонические хоровые песни Грузии всегда мелодичны и слаженны. На народных праздниках пиршество сопровождается музыкой, исполняются веселые, зажигательные танцы. Смех, шутки, цитаты из популярных произведений грузинских поэтов всегда украшают праздничный стол.
А что такое грузинская свадьба, на которую приглашается человек восемьсот! Это настоящее театральное дей-ство, — говорит Элгуджа Гаджаевич, — к нему тщательно готовятся.
Вообще, к браку у грузин отношение особое, может, потому и разводы не столь часты. Уже во время свадебного застолья новой семье дают понять, что в этот миг создается “маленькое государство”. Грузины и тост поднимают не за “жениха и невесту”, а за “царя и царицу”. Не кричат на грузинской свадьбе “горько”, поскольку в поцелуе при всем честном народе не видят никакой надобности.
Интересен и сам процесс одаривания молодых. Из числа родственников выбирается доверенный человек, который садится у входа и ведет длинный список, в котором записывает, кто сколько денег принес. И когда наступает время идти на свадьбу с ответным визитом, этот список извлекается, чтобы удостовериться, сколько же денег Гиви для Вано принес? Дарить меньше указанной в списке суммы считается неприличным.
С особыми почестями провожают грузины своих родных в последний путь. Бывает, что на похороны съезжается до 15 тысяч человек.
Элгуджа Гаджаевич вспоминает, что на похороны его отца, ветерана Великой Отечественной войны, собралось три с половиной тысячи человек, что по меркам села считается большим уважением.

Грузинская кухня

В Мегрелии и Абхазии распространена аджика — красный перец в смеси с солью и ароматными травами — превосходная приправа к мясу. Как западная, так и восточная Грузия славится особым изготовлением острого соуса из орехов и специй, которым в холодном виде заливают вареных кур и индеек.
В восточной Грузии — Кахетии и Картли больше употребляются жиры, распространен пшеничный хлеб, выпекаемый в огромных глиняных цилиндрообразных кувшинах. Выпечка его чрезвычайно своеобразна: тесто замешивается на дрожжах, из него делаются плоские лепешки. На дне кувшина разводится огонь. Когда эта глиняная печь, называемая торне, нагревается, пекарь быстрым движением налепляет на стенки тесто. Получается хлеб с хрустящей корочкой, особенно вкусный, когда он еще не остыл.
В западной Грузии широко распространен кукурузный хлеб — мчади, который печется на особых глиняных сковородках кеци. В Мигрелии и Абхазии часто отдают предпочтение гоми — густой кукурузной каше, напоминающей молдавскую мамалыгу.
Говоря о специфических грузинских блюдах, нельзя не вспомнить о популярнейшей пище всех грузин — лобио, фасоли, которая по-разному приготавливается в различных уголках Грузии. Это блюдо готовят из созревшей фасоли или свежих зеленых струков, приправляя их острыми специями.
Сыры разных сортов — также неотъемлемая часть грузинской кухни. Повсюду из сыров готовят особые пироги — хачапури, которые тоже являются традиционным блюдом.
Среди блюд из птицы после сациви можно назвать чихиртму — бульон из курицы или индейки, приправленный мукой, взболтанным в уксусе яйцом и луком. Из птицы готовят также соус чахохбили с обильным количеством жареного лука. В восточной Грузии, главным образом в северных районах, делают своеобразные пельмени — хинкали.
Тесто начинено обильно наперченной и сдобренной специями говядиной или бараниной. Хинкали в отличие от пельменей едят без бульона. Особой популярностью пользуется в Грузии крепко заправленный чесноком бульон, приготовленный из говяжьих потрохов или баранины (главным образом ножки, желудок, части головных костей) и называемый хаши. По традиции хаши надо есть утром. Он содержит большое количество клейковины, питателен и очень полезен для желудка.
В Грузии повсюду используют различные способы консервации. Из свинины готовят лори (разновидность ветчины), мужужи (ветчина в уксусе), купапаты — колбасы из свинины, обильно приправленной перцем и барбарисом. Славятся также различные соления и маринады из овощей. Большой популярностью в Кахетии и Картли пользуются джонджоли — молодые побеги особого кустарника в маринованном виде, являющиеся прекрасной закуской, а также маринованный перец, помидоры, капуста (цнили).
Из винограда и орехов готовят особое блюдо: варится виноградный сок с мукой, в него окунают нанизанные на нитку очищенные грецкие орехи. Когда сок застывает, получаются длинные сладкие колбасовидные чурчхели.
Традиционная новогодняя сладость — плоские конфеты, сделанные из орехов, вываренных в меду, — гозипани. В каждой грузинской семье в первый день Нового года встречают гостей этой сладостью.

Белорусские грузины

Взаимопомощь — эта национальная черта проявляется сполна, в какие бы уголки земного шара ни забросила судьба сыновей Грузии. Элгуджа Мания также верен ей. Он считает своим долгом ежемесячно помогать материально двум грузинским семьям, хотя производство хлеба — не столь прибыльная отрасль.
Настоящим праздником для грузин, как и для других национальностей, населяющих белорусскую землю, вот уже не первый год является фестиваль национальных культур, который по традиции проходит в Гродно. Со всех уголков Беларуси съезжаются сюда гости, чтобы донести до людей самобытность своих культурных традиций. Думаю, те, кто побывал на этом празднике, со мной согласятся: пройти мимо грузинского подворья просто невозможно: радушие хозяев, завораживающие душу национальные песни и танцы, неповторимая кухня — здесь особая, притягательная атмосфера.
Этих людей не случайно называют белорусскими грузинами.
— На нашей родине сейчас ведутся жаркие споры о том, каким путем идти Грузии, — говорит Элгуджа Мания. — Конечно, ее будущее не может не волновать нас, тех, кого судьбой “прибило” к берегу Беларуси, которая стала для нас второй родиной. Желание одно для обеих близких нам стран — мир и благополучие.
У Элгуджа Мании, как и у многих его соотечественников, в Беларуси выросли дети. Старшие дочь и сын учатся в престижных гродненских вузах: Нино в медицинском, Георгий — в аграрном.
Мать свою Элгуджа Мания похоронил на гродненском кладбище. И уже никогда землю эту не сможет он назвать чужой...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter