Почему уже к февралю цены на газ в Европе могут установить новый рекорд

Дутый оптимизм

Почему уже к февралю цены на газ в Европе могут установить новый рекорд и превысить 4 тысячи долларов за тысячу кубометров

На этой неделе в Европе подули ветры оптимизма: цены на газ во вторник опустились ниже отметки 1100 долларов за тысячу кубометров! Но можно ли праздновать победу? Свидетельствует ли это снижение котировок о возвращении периода экономического благоденствия и процветания Евросоюза? Вряд ли.


Газ есть — спроса нет

Во‑первых, колебания рыночных цен — дело сложное. Их понижение или повышение является результатом сочетания целого ряда факторов.
Сейчас снижение цены на газ стало частью спекулятивной игры на бирже, основанной на временном психологическом самоуспокоении европейской политической и экономической элиты.
Как стало известно, к концу сентября заполненность газовых хранилищ ЕС достигла 90 процентов. Этому не помешали ни приостановка транспортировки газа по «Северному потоку — 1» из‑за саботажа Канады по ремонту турбины, ни диверсия на обоих «потоках» в конце сентября. Кроме того, во втором квартале 2022‑го в Евросоюзе зафиксировано снижение на 16 процентов потребления газа по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Спрос на промышленный газ для предприятий в третьем квартале упал более чем на 25 процентов. При этом физический импорт сжиженного природного газа (СПГ) в Европу уже вырос за восемь месяцев 2022‑го на 65 процентов, а к концу года планируется его увеличение до 80 процентов к показателям года прошлого. Вкупе с политическими заявлениями, которые делает руководство Евросоюза, о возможности установления искусственного ограничения цен на российские энергоносители (так называемый «потолок цен») и объявления о создании механизма «совместных закупок» газа странами ЕС для заполнения хранилищ в сезоне‑2023/24 все это дало основания для нездорового оптимизма на бирже и привело к резкому снижению котировок.

Российский газ — не для вас

Однако установившиеся цены далеки от идеала и многократно превышают прошлогодний уровень, не говоря уже о более ранних периодах. Напомним, что весной 2021‑го газ торговался на главной европейской газовой бирже TTF на уровне 250 — 300 долларов за тысячу кубометров, к лету его цена выросла до 600 долларов, а в марте 2022 года достигла предельных значений в 3892 доллара!

При этом и политическая ситуация, и состояние мировой экономической системы, и сопутствующие обстоятельства не изменились. Пакет за пакетом в отношении России принимаются новые санкции, в числе которых приоритетным направлением является как раз энергетический сектор.

С маниакальным упорством Европа стремится ограничить под любыми предлогами поставки газа, нефти и угля из России, используя неэкономические рычаги, наплевав на ею же проповедовавшиеся принципы «свободной конкуренции» и «саморегулирующегося рынка».
В ответ руководство Российской Федерации резонно заявляет, что поставлять кому бы то ни было что бы то ни было себе в убыток оно не собирается. То есть надежд на получение от России энергоресурсов по бросовым ценам у Европы нет никаких, от слова совсем.
Никуда не делась и проблема физического прекращения поставок газа с территории РФ в ЕС по «Северному потоку — 1». Турбина так и не отремонтирована должным образом, а трубы в Балтийском море на десятки километров заполнены морской водой, что ведет к их быстрой коррозии и невозможности оперативного восстановления подачи газа. О запуске последней сохранившейся ветки «Северного потока — 2» ЕС даже разговоров вести не желает, о чем в прямом эфире телеканала «Россия» прямо и недвусмысленно в конце прошлой недели заявил глава Российской Федерации Владимир Путин.

Заграница нам поможет?

Не радует и отношение к проблеме альтернативных поставщиков голубого топлива. Так, пару дней назад газета Financial Times процитировала министра энергетики Катара и главу Qatar Energy Саада аль‑Кааби, который предрек Европе затяжной кризис в сфере энергетики, если не возобновятся физические поставки газа из России.

Возможности Катара по обеспечению Европы поставками СПГ крайне ограничены, лишь 10 — 15 процентов от производимого в стране сжиженного газа могут быть проданы в ЕС. Остальные объемы поставляются по долгосрочным контрактам в Азию, и менять сложившиеся схемы официальная Доха не намерена. Новые же разработки в рамках совместного с ExxonMobil проекта Golden Pass, которые могли бы увеличить европейские поставки, смогут вступить в строй не ранее 2025‑го.

Не лучше дело и с американским союзником. Несмотря на заключенные в марте соглашения между США и ЕС о поставках 15 млрд кубических метров газа до конца года, исполнить их сейчас нет возможности из‑за аварии на крупнейшем американском предприятии по производству СПГ Freeport LNG. Запуск завода планируется только в ноябре, и вряд ли он сможет быстро нарастить производство и обеспечить требуемые объемы. Тем более что в самих США предстоящей зимой ожидается всплеск спроса на газ, которым отапливается почти половина американских домовладений.
А из‑за ограничительных мер на добычу ископаемого топлива, принятых администрацией Джо Байдена, цены на газ для рядовых американцев вырастут, по прогнозам, не менее чем на 30 процентов.
При этом ожидается более холодная зима, чем в прошлом году, что может привести к увеличению потребления топлива в целом на 5 процентов в сравнении с прежним сопоставимым периодом. Захочет ли правительство демократов в период электоральной кампании перенаправлять требуемые внутри страны ресурсы на внешние рынки для поддержки союзников, рискуя обвалить цены в самих США? Думается, вряд ли. Наоборот, как бы не ввели ограничения на экспорт энергоресурсов, о чем уже серьезно поговаривают в Белом доме.

Затишье перед бурей

На этом фоне снижение цены на газ в Европе выглядит явлением временным и конъюнктурным. Это «затишье перед бурей».

Первые же холода приведут к увеличению отбора газа из хранилищ, а если зима будет долгой и морозной, то уже в феврале европейский газовый рынок грозит побить рекордные 4 тысячи долларов за тысячу кубометров!

И не помогут ни ценные советы по приему ванны вдвоем, ни ограничения на температуру внутри жилищ не выше 16 градусов, ни запасы теплой одежды, которые в трогательной заботе о собственных гражданах советуют создавать европейцам власти ЕС. Так что вся надежда Европы и весь ее дутый газовый оптимизм базируются только на прогнозах теплой зимы. А прогнозам верить в наше время не очень принято.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter