Душу в душе не отмоешь...

О доступности психотерапевтической помощи в провинции

О доступности психотерапевтической помощи в провинции


Недавно в Гродно едва не произошел трагический случай: мужчина вечером пытался сброситься с Румлевского моста в Неман. Высота тут большая, до воды — полсотни метров. Человек, перебравшись за перила, уже готовился к роковому прыжку. Но сделать последний шаг не успел. Жуткую картину случайно увидел водитель проезжавшего мимо автобуса. Он выскочил из кабины и схватил бедолагу за плечо. Тот начал сопротивляться, но на помощь подоспели еще один шофер и пассажир. Самоубийцу вытащили и отвезли в милицию. Жизнь ему спасли. К сожалению, это удается сделать не всем и не всегда...


В стране наблюдается устойчивая тенденция к снижению количества самоубийств, хотя цифры по–прежнему тревожны. Только за полгода 1.414 человек по своей воле ушли в мир иной. На Гродненщине, отметил главный специалист по психиатрии управления здравоохранения облисполкома Сергей Букин, число суицидов за полгода составило 220. Для сравнения: в 2006 году в области самоубийства совершили 326 человек, в прошлом году — 298. Но с учетом того, что попыток суицида в несколько раз больше, проблема не теряет остроты...


Причин, по которым люди падают с высоты, горстями глотают таблетки, берут в руки нож, лезвие или веревку, немало. Алкоголизм, наркомания, болезни, старость, неустроенность в жизни, увольнение с работы, неожиданная смерть кого–то близкого, несчастная любовь... Наибольший рост суицидных ЧП сейчас наблюдается в сельской местности. Одна из главных причин такого положения — недостаток квалифицированной медицинской помощи. Получить ее жителю отдаленной деревни, особенно пожилому, непросто. Да и попасть на прием к специалисту и «излить душу» не всегда возможно. Лишь в трех районах Гродненщины из 17 есть свои психотерапевты.


Формально тут все соответствует принятым нормам: на 33 тысячи человек должен быть один специалист такого профиля. А в реальности такого количества психотерапевтов недостаточно. К тому же 9 ставок из 34 в области до сих пор вакантны. Чтобы хоть как–то исправить ситуацию, в Сморгони, например, создали межрегиональный психотерапевтический центр. Но одного его мало.


В Гродно эта проблема в отличие от сельской глубинки решается быстрее. Два года назад все стационарные учреждения города — больницы, поликлиники, диспансеры — впервые были укомплектованы врачами–психотерапевтами. Теперь достаточно обратиться в поликлинику по месту жительства, чтобы получить квалифицированную помощь. Другое дело, что некоторые пациенты опасаются, что их «досье» с историей психической болезни может повлиять при приеме на работу или при продлении контракта, наконец, станет предметом лишних и обидных разговоров. Об этом не без тревоги в голосе говорила мне позвонившая на днях в гродненский корпункт «СБ» сельская учительница из Гродненского района. Оказывается, она раньше лечилась от невроза в психосоматическом отделении районной больницы. Но недавно это учреждение стало городским. «А куда мне теперь обращаться?» — растерялась моя собеседница.


Главный внештатный специалист по психотерапии управления здравоохранения Гродненского облисполкома, декан медико–психологического факультета медуниверситета Валентина Карпюк советует:


— Вначале стоило бы посетить психотерапевта в своей поликлинике. Консультация бесплатная. Карточка остается только у врача: «ходить» по другим учреждениям и кабинетам не будет. Если необходимо лечение в психосоматическом отделении, то оно открыто для всех жителей области. В случае более серьезного заболевания необходимо обратиться в отделение пограничных состояний областного клинического центра «Психиатрия–наркология».


Это огромное здание с зеленой крышей на улице Щорса в Гродно, построенное несколько лет назад, в народе называют по–старому — «психдиспансер». Отделение пограничных состояний насчитывает там всего 30 коек (во всем центре — 270) и практически всегда заполнено. Заведующий отделением Максим Воронко знакомит меня с особенностями лечения:


— Наши пациенты — это, как правило, люди в возрасте 40 — 50 лет, но есть и очень молодые. Подавляющее большинство — женщины, очень часто — бухгалтеры и педагоги. Всеми доступными средствами помогаем им избавиться от болезни, для этого у нас есть соответствующие препараты. В перспективе хотим открыть специальное отделение для людей старше 60 лет: это тоже давно назревшая проблема. Под особым вниманием врачей должны находиться пациенты, уже пытавшиеся совершить суицид. Их в следующем году примет первое в области кризисное отделение. Правда, пока не решено, где оно разместится.


— Нынешний психически больной отличается от того, который был раньше, но и лечить его сложнее, — считает заведующая кафедрой психиатрии Гродненского государственного медицинского университета профессор Елена Королева. — Из особенностей я бы выделила болезнь позднего возраста, то есть слабоумие. Эта проблема с каждым годом становится все актуальнее. А еще отмечу гиперактивность детей. Отсюда — трудные подростки, проблемы с их воспитанием в семье и, к сожалению, нередкие случаи детского суицида. Но от этих вопросов нам не уйти, каждый в отдельности требует продуманного решения.


Все специалисты, с кем ни беседовал, были единодушны: надо быстрее сблизить психиатрию и общую медицину, убрать между ними ненужные барьеры. Трудно с этим не согласиться. Ведь по–прежнему многих людей за руку не затащишь в психдиспансер. А в обычную поликлинику, на консультацию к психотерапевту они пойдут. Но пока таких специалистов там мало и время приема у них ограничено.


Справка «СБ»


В системе Минздрава работают всего 226 психологов и 198 психотерапевтов. К врачам–психотерапевтам за шесть месяцев 2008 года обратились за помощью около 100 тысяч человек.


Кстати


В Гродненском государственном медицинском университете в 1993 году создали медико–психологическое отделение, переросшее затем в факультет — единственный такого типа в стране. Здесь учатся будущие психиатры, психотерапевты, наркологи.


Фото Ярослава Ванюкевича.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter